Калинников Вас. С.

Василий Сергеевич (1 (13) I 1866, с. Воины, ныне Мценского р-на Орловской обл. — 29 XII 1900 (11 I 1901), Ялта) — рус. композитор. Род. в семье станового пристава. С 1878 жил в Орле. Учился в Орловской духовной семинарии, где получил начальное муз. образование и руководил хором. Одновременно брал уроки игры на скрипке. В 1884 поступил в Моск. консерваторию, но перешёл в Муз.-драм. уч-ще Моск. филармонич. об-ва, к-рое окончил в 1892 по классам фагота и теории музыки. Среди педагогов К. — С. Н. Кругликов (гармония), А. А. Ильинский (контрапункт и фуга), П. И. Бларамберг (оркестровка и композиция). Посещал в Моск. ун-те лекции В. О. Ключевского по рус. истории. Играл в оркестре, преподавал пение в начальных гор. уч-щах, выступал в качестве дирижёра. С 1893 вследствие прогрессирующей болезни (туберкулёз) жил преим. в Крыму. Первые сочинения К. (симф. картина "Нимфы", 1889; увертюра к кантате "Иоанн Дамаскин", 1890; "Серенада" для струн. оркестра, 1891) были исполнены ещё в его студенч. годы. В 1888 изданы 3 романса К.: "На старом кургане" (сл. И. С. Никитина), "Когда жизнь гнетут страданья и муки" (сл. Поливанова), "На чудное плечико милой" (сл. Г. Гейне). Широкую известность принесла К. его 1-я симфония (1895), исполнявшаяся с большим успехом в России и за рубежом. Несмотря на болезнь, наиболее интенсивной была творч. деятельность К. во 2-й пол. 1890-х гг. В этот период созданы 2-я симфония (1897), 2 интермеццо для оркестра, симф. картина "Кедр и пальма" (по стихотворению Гейне, 1898), музыка к трагедии "Царь Борис" А. К. Толстого (1899, Малый т-р, Москва). По заказу С. И. Мамонтова К. инструментовал одну из сцен оперы "Хованщина" Мусоргского (в связи с её постановкой в Моск. частной опере, 1897). В 1899-1900 К. работал над оперой "В 1812 году" (не окончена).

Осн. часть творч. наследия К. — симф. произв. (к их числу относится и музыка к "Царю Борису", состоящая из увертюры, 4 оркестровых антрактов и 2 фанфар). В его творчестве проявилась характерная для конца 19 в. тенденция к синтезу важнейших направлений рус. симфонизма предшествующего периода. К. — талантливый продолжатель традиций П. И. Чайковского и композиторов "Могучей кучки". По складу дарования К. был преим. лириком, хотя большое место в его произв. занимают эпические, жанрово-бытовые и пейзажные образы. Процесс лиризации симф. жанра особенно ярко отразился в 1-й симфонии, самом цельном и законченном сочинении К. Симфония отличается песенной широтой и выразительностью тем, поэтической мягкостью колорита. Непрерывность мелодич. потока является основой симф. развития, для к-рого характерны плавная неторопливость, отсутствие острых контрастов. 2-я симфония задумана в эпическом плане. Она уступает 1-й симфонии по богатству и свежести мелодич. материала, к тому же композитор не достиг в ней подлинной монументальности. Лирич. трактовка сюжета присуща и симф. картине "Кедр и пальма", программность к-рой носит обобщённый характер, что определило и сравнительно скромную роль колористически-изобразит. моментов в музыке. Поэтически воспринятые образы рус. природы служат фоном для воплощения лирич. чувства в лучших романсах К. (напр., "Колокола" на сл. К. Р.). Широкую популярность приобрели "Грустная песенка" для фп., а также романс "На старом кургане", в к-ром демократич. круги интеллигенции находили выражение своих вольнолюбивых стремлений. К. написал также ряд фп. пьес, получивших применение в пед. практике.

Сочинения: опера — В 1812 году (либр. С. И. Мамонтова, 1899-1900, неоконч., пролог пост. 1901, Моск. частная опера); кантата — Иоанн Дамаскин (сл. А. К. Толстого, 1890; увертюра исп. 1890, Москва, под упр. К.); для орк. — 2 фуги (исп. 1889, Москва, под упр. К.), симф. картина Нимфы (по стихотворению в прозе И. С. Тургенева, 1889, исп. 1889, Москва), сюита (1891-92, исп. 1892, Москва), увертюра Былина (1892?, исп. 1950, Москва), 2 симфонии (g-moll, 1894-95, исп. 1897, Киев и Москва; A-dur, 1895-97, исп. 1898), 2 интермеццо (1896, 1897), симф. картина Кедр и пальма (по стихотв. Г. Гейне в пер. A. Н. Майкова, 1897-98, исп. 1899, Москва); для струн. орк. — Серенада (1891, исп. 1893, Москва, под упр. К.); для фп. в 2 руки — 9 пьес, в т.ч. Грустная песня (g-moll, 1892-93); для фп. в 4 руки — Полонез на темы симфонии No 1; для жен. хора с орк. — Баллада (Над морем красавица дева сидит, сл. М. Ю. Лермонтова, 1894); для хора a cappella — 2 Херувимские (1885, 1886), фуга (D-dur, 1888-89?), двойная фуга Christe eleison (1889?); для голоса с фп. -10 романсов, 16 муз. писем (к А. Ф. Арендсу, П. И. Бларамбергу, А. Т. Гречанинову, С. Н. Кругликову, С. И. Мамонтову и др.), трио Приди ко мне (сл. А. В. Кольцова); театр. музыка — Царь Борис, трагедия А. К. Толстого (увертюра, 4 антракта, 2 фанфары, 1898, пост. 1899, Малый т-р, Москва).

Литературные сочинения: Письма, документы, материалы, сост. В. А. Киселёв, т. 1-2, М., 1959.

Литература: Липаев И., Памяти В. С. Калинникова, "РМГ", 1901, No 1; Кашкин Н., Из воспоминаний о В. Калинникове, "РМГ", 1901, No 51 -52; Курдюмов Ю., Тематический анализ 1-й симфонии В. Калинникова, "РМГ", 1906, No 5; Pасхалов В., В. С. Калинников. Жизнь и творчество, М. — Л., 1938, 1951; Гнесин М., Рукопись В. С. Калинникова, "СМ", 1951, No 10; Григорьев A., В. С. Калинников, там же, 1951, No 1; Келдыш Ю., История русской музыки, ч. 3, М., 1954, гл. 6; Фрадкин В., Как создавалась первая симфония Калинникова, "МЖ", 1958, No 13; Василий Сергеевич Калинников. Краткий рекомендательный указатель, сост. В. Шевелёва, Орёл, 1960.

Ю. В. Келдыш.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me