Камбер Р.

(Cambert) Робер (ок. 1628, Париж — 1677, Лондон) — франц. композитор. Учился музыке у Ж. Шамбоньера. С 1652 органист собора Сент-Оноре в Париже, в 1662-66 капельмейстер (вместе с Ж. Батаем) при дворе Анны Австрийской, с 1655 "сюринтендант королевской музыки". В сотрудничестве с поэтом П. Перреном написал муз.-сценич. произв. : "Пастораль" ("Pastorale", пост. в Исси, затем Венсенне, 1659) — первую франц. "комедию на музыке", "Ариадна и Бахус" (1659), "Трио-буфф де Каризелли" (1666, для комедии "Невидимый рогоносец" Брекура) и др. В 1669 К. и Перрен получили от Людовика XIV патент на организацию "Королевской академии музыки", ставшей первым постоянным оперным т-ром в Париже (ныне — "Гранд-Опера"). В день открытия "Академии" (1671) была исполнена пастораль К. "Помона", а в 1672 -его опера "Муки и радости любви" ("Peine et plaisirs de l'amour"). После того как руководство "Академией" в 1672 перешло к комп. Ж. В. Люлли, К. уехал в Англию, где основал по образцу парижской "Королевскую академию музыки" в Лондоне (1674), осуществив здесь постановку своей оперы "Ариадна, или Свадьба Вакха" ("Ariadne or The mariage of Bachus", переработка "Ариадны и Бахуса"). К. принадлежат также: элегия "Неблагодарная немая" (1658), опера "Адонис" (1662), сборники застольных песен (airs а boire, 1665), мотетов (партитуры многих сочинений К. не сохранились).

Литература: Pougin A., Les vrais crйateurs de l'opйra franзais, Perrin et Cambert, P., 1881; Rо1land R., Histoire de l'opйra en Europe avant Lully et Scarlatti, P., 1895; Prod'homme J. G., L'Opйra (1669-1925), P., 1925; Tessier A., R. Cambert а Londres, "RM", 1927, No 2.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me