Камерная симфония

Разновидность симфонии, возникшая в нач. 20 в. как своего рода реакция на большую циклич. симфонию 19 в. и её разросшийся орк. аппарат. К. с. нач. 20 в. характеризуется скромными масштабами, "камерностью" муз. идеи, чем обусловливаются обращение к уменьшенному составу оркестра, обычно ансамблю солистов (см. Камерный оркестр), и сжатость формы (одна, реже две части, общая длительность 10-30 минут). По нек-рым внешним признакам К. с. сближается с раннеклассич. симфониями Й. Гайдна, В. А. Моцарта и др. композиторов, однако для своего времени масштабы раннеклассич. симфонии не были ограниченными, а состав оркестра — небольшим; это был закономерный этап на пути становления 4-частной классич. симфонии и классич. состава симф. оркестра. Важнейшее значение имеют и различия самого содержания. Для К. с. типичны обострённый психологизм либо интеллектуализм содержания, концентрация муз. мысли, полифоничность изложения, поиски новых средств выразительности. Помимо К. с. А. Шёнберга (1-я — для 15 солирующих инструментов, ор. 9, 1906; 2-я — ор. 38, 1906-40), Ф. Шрекера (1916), М. Лаброки (1925), X. Эйслера (для 15 солирующих инструментов, 1940), к жанру К. с. по существу принадлежат и нек-рые сочинения, именуемые симфониями: симфония А. Веберна (ор. 21), А. Пуссёра (для 15 инстр.), 5 маленьких симфоний для малого оркестра Д. Мийо, а также симфонии для струн. инструментов (симфонии М. С. Вайнберга — 2-я для струн. оркестра, ор. 30; 7-я для струн. инструментов и клавесина, ор. 81; 10-я для 17 струн. инструментов, ор. 98). В 50-60-е гг. 20 в. в К. с. появились черты сходства с симфониеттой и маленькой симфонией: 4-частный цикл, парный или близкий к нему состав оркестра, хотя длительность сочинения редко превышает 20-30 минут (Я. З. Бартош — 2-я симфония для кам. оркестра, ор. 78; И. Ярох — 2-я симфония для кам. оркестра; Кара Караев — 3-я симфония для камерного оркестра; Б. А. Чайковский — Камерная симфония).

И. А. Барсова.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me