Музыкальная энциклопедия

Кочуров Ю. В.

Кочуров Ю. В.Юрий Владимирович (12 (25) VI 1907, Саратов - 22 V 1952, Ленинград) - сов. композитор. Учился в Саратовском муз. техникуме по классам фп. у П. К. Прейса (1921-23) и композиции у Л. М. Рудольфа (1924-26). В 1931 окончил Ленингр. консерваторию по классу композиции у В. В. Щербачёва. С 1932 систематически сотрудничал на студии "Ленфильм". Автор песен, завоевавших популярность в частях Ленингр. и Волховского фронтов во время Великой Отечеств. войны 1941-45 ("Проводы", "Ястребки", "Застольная", "Гвардейская", "Город-крепость" и др.). Осн. место в творчестве К. принадлежит вок. лирике на стихи А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, Г. Гейне, сов. поэтов. Отредактировал партитуру оперы П. И. Чайковского "Воевода" для пост. в Ленингр. Малом оперном т-ре (1949) и 6 этюдов-вокализов М. И. Глинки для голоса с фп. (1950-51). С 1947 преподавал в Ленинградской консерватории (с 1950 доцент).

Сочинения: балет - Дон Жуан (1946-48, не закончен); для хора и голосов с орк. - кантата к 15-летию Октября (сл. А. А. Прокофьева, 1932), Героическая ария (сл. А. Е. Решетова, 1942-43), Город-крепость (ария, сл. В. Саянова, 1943), баллады; для орк. - 2 симфонии (Макбет - 1948; 1951 - не закончена), прелюдия Памяти Пушкина (1937), Суворовская увертюра (1941-42; 2-я ред. 1944), Торжественный марш (1945), сюита из музыки к комедии "Горе от ума" Грибоедова (1946); для голоса с органом - Сонет Петрарки (1951); романсы (около 40), Гос. пр. (1952) за романсы Посвящение, Родник (сл. А. Г. Гарнакерьяна), Радость жизни, Любовь (сл. И. Г. Гришашвили).

Весна (сл. Ф. И. Тютчева), После дождя (сл. M. P. Рыльского); 34 песни; пьесы для фп., для скр. и фп., для влч. и фп.; обр. нар. песен; музыка к драм. спектаклям и фильмам.

Литература: Ручьевская Е., Юрий Владимирович Кочуров, Л.-М., 1958.

M. М. Яковлев.
| Ещё

Комментарии
Комментарии отстуствуют
Добавить комментарий
Добавить комментарий
Ваше имя *
E-mail
Комментарий
Код подтверждения
 Обновить изображение
  
Что еще интересного в `Музыкальная энциклопедия` ?
нар. виолончель в Белоруссии. См. Басоля.
Вениамин Ефимович (р. 1 I 1925, Ярославль) - советский композитор. В 1949 окончил Ленингр. консерваторию по классу скрипки. В 1942 и 1949-55 скрипач-солист и артист оркестра. С 1955 чл. правления Ленингр. отделения CK. По преимуществу лирич. дарование Б.-композитора проявилось в области камерно-инстр. музыки, симф. жанров, ораториальных и сценич. произв. Видное место в творчестве Б. занимает музыка к фильмам (более 40). Песни "На безымянной высоте" (из фильма "Тишина",...
(Gaultier) Дени (ок. 1600, Марсель - янв. 1672, Париж) - франц. лютнист и композитор. С 20-х гг. 17 в. жил в Париже, выступал в аристократич. салонах. "Мягкая" манера игры, простота стиля, мастерское владение приёмами колористич. письма оказали влияние на зап.-европ. лютневое иск-во. Г. был выдающимся композитором, утвердившим стиль и формы лютневой музыки. Известны его лютневый сб. "Красноречие богов" ("La rhйtorique des Dieux", 1669, состоящий из 62, гл. обр. программ...
(Del Monaco) Марио (р. 27 VII 1915, Флоренция) - итал. певец (драм. тенор). Пению обучался у Мелокки в Пезарской консерватории. На оперной сцене впервые выступил в 1941 в партии Пинкертона (Милан, т-р "Пуччини"). Затем пел во Флоренции, Падуе и Парме. В 1943 дебютировал в т-ре "Ла Скала", исполнив партию Рудольфа в "Богеме". В последующие годы становится одним из ведущих итал. теноров, поёт в т-рах Рима, Болоньи, Милана, Вероны, Неаполя, Флоренции и др. гор...
(польск.) - в барабанах широкая обечайка (боковая часть корпуса), к к-рой крепятся перепонки.
Муз. иск-во кор. народа уходит корнями в глубокую древность. В средние века оно формировалось во взаимодействии с муз. культурой Китая, Японии и др. стран Дальнего Востока, а в новейшее время - также с европ. муз. культурой. Ладовое строение классич. и нар. К. м. основывается на пентатонике, обогащенной разнообразными элементами хроматизма. В К. м., как и в нек-рых др. вост. муз. системах, отсутствует основной тон, однако звуковая шкала включает полутоновые интервалы. П...
(Lavignac) Александр Жан Альбер (21 I 1846, Париж - 28 V 1916, там же) - франц. муз. теоретик, муз. писатель, педагог и композитор. Учился в Парижской консерватории у А. Ф. Мармонтеля (фп.), Ф. Э. Ж. Базена и Ф. Бенуа (гармония), А. Тома (композиция), с 1871 преподавал там же сольфеджио, элементарную теорию, позднее гармонию (с 1875 профессор). Его курс муз. диктанта (1882) способствовал введению этой дисциплины в уч. планы консерв...
Аркадий Николаевич (р. 6(19) XII 1909, Царицын, ныне Волгоград) - сов. композитор. Окончил но классу композиции Муз. техникум им. Гнесиных (1936), Моск. консерваторию (1948, ученик А. Н. Александрова). В 1941-46 служил в рядах Сов. Армии, учился в Высшем уч-ще военных капельмейстеров.
Сочинения: для орк. - симф. поэмы Краснодонцы (1951; Гос. пр СССР, 1951), Северная былина (1958), Приветственная увертюра (1959), симф. картины К 40-летию Ленинского комсом...
Владимир Калинникович (р. 12 III 1935, Москва) - сов. скрипач. Засл. арт. РСФСР (1966). Окончил в 1958 Моск. консерваторию по классу скрипки у Д. М. Цыганова, в 1961 под его же руководством - аспирантуру. Лауреат Междунар. конкурсов скрипачей им. Г. Венявского (Познань, 1957, 6-я пр.) и им. королевы бельгийской Елизаветы (Брюссель, 1959, 4-я пр.). Солист Моск. филармонии (с 1958). С 1961 преподаёт в Московской консерватории (с 1973 доцент).
И. М. Ямпольс...
(Naderman) Франсуа Жозеф (1781 (по уточн. данным), Париж - 2 IV 1835, там же) - франц. арфист, композитор, инстр. мастер. Род. в семье видного мастера, владельца фабрики арф в Париже Жана Анри Н. Игре на арфе учился в Париже у чеш. арфиста и композитора Я. В. Крумпхольца, композиции у В. Ф. Девиня. Уже в молодости завоевал известность как выдающийся исполнитель на арфе. В 1798 с большим успехом гастролировал в Вене, Монако, мн. городах Германии. После смерти отца возгла...
(итал. passacaglia, франц. passacaille, испан. pasacalle, от испан. pasar - проходить и calle - улица) - первоначально испан. песня с сопровождением гитары, родственная вильянсико, позднее (кон. 16 в.) танец, возникший в связи с обычаем исполнять на улице музыку торжественного или маршеобразного характера при разъезде гостей по окончании празднества. Основой таких П. служила басовая партия танцев, при повторениях к-рой верхние голоса варьировал...
Венедикт Венедиктович (19(31) X 1896, Саратов - 25 I 1971, Ленинград) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в РСФСР (1957). В 1922-25 занимался в Саратовской консерватории по классу композиции у Л. М. Рудольфа, в 1929 окончил Ленингр. консерваторию у В. В. Щербачёва. В 1932-38 и 1946-54 преподавал композицию в Ленингр. консерватории. Среди крупных соч. П. - опера "Гроза" по А. Н. Островскому, концерт для скрипки с оркестром. Значителе...
Вано (Иван Петрович) (1 (13) V 1879, г. Сигнахи - 11 XI 1924, Тбилиси) - сов. певец (лирико-драм. тенор). Нар. арт. Груз. ССР (1923). С 1898 учился игре на виолончели в муз. уч-ще (Тбилиси), пел в хоре. С 1903 брал уроки пения в Петербурге у И. П. Прянишникова, позднее - У А. В. Панаевой-Карцевой; в 1906-08 совершенствовался в Италии. Дебютировал в 1907 в партии Альфреда (Петербург, оперная труппа А. А. Церетели). С 1908 выступал в оперных т-рах Тбили...
(позднелат. sequentia, букв. - то, что идёт вслед; следование, от лат. sequor - следую).
1) Жанр ср.-век. монодии, песнопение, исполнявшееся в мессе после Alleluia перед чтением Евангелия. Происхождение термина "С." связано с обычаем расширять песнопение Alleluia, прибавляя к нему ликующую юбиляцию (jubelus) на гласные a - e - u - i - a (в особенности на последнюю из них). Добавляемая юбиляция (sequetur jubilatio), первоначально бестекстовая, и была впоследствии названа С. Будучи...