Лапицкий И. М.

(псевд. Михайлов) Иосиф Михайлович (16 (28) I 1876, Минск — 5 XI 1944, Москва) — сов. оперный и драм. режиссёр, муз.-обществ. деятель. Засл. арт. РСФСР (1936). В 1897 окончил уч-ще правоведения в Петербурге. С детских лет пел в хоре, играл в оркестре, был режиссёром школьных и любит. спектаклей. В 1897-1900 артист и режиссёр драм. труппы М. А. Саблиной-Дольской, в 1900-01 в Мюнхене — в труппе Э. Поссарта. В 1903 дебютировал в МХТ; по совету К. С. Станиславского перешёл на режиссёрскую работу. Был режиссёром оперного т-ра Солодовникова (1903-06, с 1904 худ. рук.), Большого т-ра (Москва, 1906-08), петерб. Нар. дома (1908-12). В 1912 основал в Петербурге Театр музыкальной драмы (директор и худ. рук.). В 1920-22 работал в Москве в коллегии Центротеатра, был режиссёром Моск. т-ра муз. драмы. В 1921, 1924-25, 1927-28 директор и режиссёр Большого т-ра, в 1923-24 рук. оперных трупп бывших Мариинского и Михайловского т-ров в Ленинграде; в 1925-27 работал на Украине. В 1930-37 режиссёр-постановщик на Радио в Москве. В последующие годы возглавлял оперный т-р в Харькове (1938-39), был худ. рук. Донецкого муз. т-ра (1940-43).

Творч. деятельность Л. оставила заметный след в истории муз. т-ра. Реформатор, смелый экспериментатор, оригинально мыслящий художник, Л. был видным организатором, активным строителем сов. муз. т-ра. Его новаторские поиски открыли новую страницу в истории оперной режиссуры. Расцвет творч. деятельности Л. связан с Т-ром муз. драмы. В основе его режиссёрского метода лежало стремление оправдать сценич. действие, максимально приблизить оперный спектакль к жизненной правде. Хотя борьба с разл. условностями на оперной сцене и приводила Л. порой к пренебрежению муз. спецификой оперы, к излишним натуралистич. подробностям, лучшие его работы отмечены оригинальностью художеств. замысла, свежестью прочтения оперной партитуры, остротой её сценич. "видения" и воплощения, художественно цельным ансамблем, реалистич. массовыми сценами. Среди наиболее интересных пост. Л. в Т-ре муз. драмы -"Евгений Онегин" и "Нюрнбергские мейстерзингеры" (1912), "Кармен" (1913), "Пиковая дама", "Снегурочка" (1914), "Аида", "Севильский цирюльник"; "Каменный гость" Даргомыжского (1915), "Черевички" Чайковского, "Иоланта", "Парсифаль" (1916) и др., в Большом т-ре -"Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" (1908), "Король забавляется" ("Риголетто", 1925), "Хованщина" (1928), "Нюрнбергские мейстерзингеры" (1929), в Укр. т-ре оперы и балета — "Тихий Дон" (1936); "Щорс" Лятошинского (1938). Автор статей о реформе оперного т-ра.

Литература: Коломийцев В., Лапицкий, "Театр", 1923, No 9; Мозжухин Ал., Лапицкий как режиссёр, там же; Крыжицкий Г., Режиссёрские портреты, М.-Л., 1928; Левик С., Записки оперного певца. Из истории русской оперной сцены, М., 1955, 1962.

И. М. Ямпольский.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me