Лассо О.

Лассус (Lasso, Lassus) Орландо (наст. имя и фам. — Ролан де Лассю, Roland de Lassus) (ок. 1532, Монс, Бельгия — 14 VI 1594, Мюнхен) — франко-фламандский композитор, один из величайших мастеров полифонии так называемого строгого стиля 16 в., завершивший развитие полифонич. нидерландской школы. В детстве пел в церк. хоре г. Монс. Работал в Сицилии, Сев. Италии, Франции, затем — в Милане, Риме, Венеции, Неаполе, Лондоне, Антверпене. С 1556 служил в Мюнхене, пел в хоре придв. капеллы баварского герцога, в 1560 руководил этой капеллой. Здесь Л. приобрёл мировую известность, был прозван "князем музыки" и "бельгийским Орфеем". Из Мюнхена выезжал в Нидерланды, Германию, Италию и Францию. В Париже встречался с французскими поэтами "Плеяды" (П. Ронсаром, Ж. А. де Баифом), оказавшими влияние на формирование гуманистич. мировоззрения Л. Работая в Мюнхене, глубоко освоил муз. культуру Германии, что особенно отразилось в его нем. песнях. Творчество Л., типич. представителя гуманистич. культуры, обобщившего особенности разл. нац. муз. культур (нидерл., итал., франц., нем.), приобрело общеевроп. значение. Хор. полифония Высокого Возрождения достигла в его музыке наивысшего расцвета. Автор св. 2000 произв., Л. использовал все существовавшие в его время светские (мадригалы, вилланеллы) и духовные (мессы, мотеты, псалмы) жанры; характерно, что месса не была гл. жанром в его творчестве, как у др. современников Л., уступая место мотету. Образный мир его музыки широк и разнообразен: Л. свойственны настроения скорби и юмора (в жанрово-бытовых песнях), философская углублённость и драматически сильные страсти, тонкая душевная лирика. В б.ч. сочинений (в т.ч. и культовых) Л. обращался к нар. песенности. Реалистич. направленность его творчества проявилась в жизненной правдивости образов, ярких, рельефных картинах окружающего быта, глубоком проникновении во внутренний мир человека. Светские произв., особенно песни, — б.ч. гомофонные, но с элементами имитационной полифонии. В духовных произв. господствует развитая ясная и прозрачная полифония. В имитационных построениях наряду с типичным для строгого стиля тематизмом (простейшие попевки декламационного характера) Л. применяет сложные колоратурные мелодии большого диапазона, предвосхищающие конц. тематизм сольных арий 17 в. В тональном развитии тем намечаются принципы фугированной формы. Л. виртуозно владел техникой канона, широко использовал разнообразные виды вертикально-подвижного контрапункта, обращения и метроритмич. изменения темы, вариации остинатного типа. Блестящие образцы полифонич. иск-ва Л. — в его сб. мотетов "Великое музыкальное творение" ("Magnum opus musicum", 516 пьес для 2-10 и 12 голосов). Мотеты Л. отличаются разнообразием образов и средств их муз. воплощения; многие созданы в связи с определённым событием ("по случаю") — торжественные, праздничные, поздравительные; есть и скорбные, драматич., жанровые, юмористич., почти бурлескные (в 8-голосном мотете подвыпившие монахи комически смешивают слова духовного гимна с текстами песен бродячих студентов), идиллич., изображающие картины сельской жизни, и др. Во мн. мотетах и др. духовных вок. произв. Л. опирается на интонации протестантского хорала, рождеств. песен (напр., мотет No 196 осн. на рождеств. песне "Joseph, lieber Joseph mein"). В мессах использовал народные мелодии, иногда вплетая их в общую музыкальную ткань в имитационной полифонии. Часто Л. для своих духовных песен брал мелодии, написанные на светские тексты. В мотетах и покаянных псалмах, проникнутых трагич., скорбными эмоциями, Л. пользовался исключительно смелыми для его времени приёмами: хроматизмами, подчёркнутыми перечениями, модуляциями в далёкие тональности и др., способствующими усилению драм. экспрессии и передаче сложных психологич. состояний. Интерес представляет гармонич. развитие в прологе цикла "Пророчества Сивилл" ("Prophetiae Sibyllarum"), осн. на резких гармонич. сдвигах (G-dur- H-dur, C-dur-E-dur) с последующим постепенным возвращением в исходную тональность (предвосхищает хроматич. приёмы К. Джезуальдо).

Разнообразны по характеру и многочисл. светские песни Л. (морализующего содержания, повествовательные, застольные, куртуазные, любовные, юмористические, сатирич., жанрово-бытовыо) — итал. вилланеллы и мадригалы, франц. шансон, многогол. нем. песни на тексты поэтов античности и эпохи Возрождения М. П. Вергилия, Горация, Ф. Петрарки, Т. Тассо, Л. Ариосто, Ф. Вийона, П. Ронсара, Ж. Дю Белле, а также Г. Сакса и др. нем. мейстерзингеров и нар. поэтов. Мелодии мн. песен осн. на нар.-песенных интонациях. И в 20 в. сохранила популярность вилла-нелла "Моя милая матрона" ("Matrona mia саrа") с звукоподражат. припевом "дон-дон", имитирующим лютневый аккомпанемент в серенаде. В нем. песнях использовал характерную форму мейстерзанга (т. н Barform), состоящую из 2 тождественных по мелодике строф и отличающегося от них припева (использована Р. Вагнером в опере "Мейстерзингеры"). В ряде песен живописал быт улицы (с выкриками торговцев), семейные сцены, высмеивал духовенство и т.д. (напр., во франц. песне "Богородицу прочитать умеешь?" юмористически изображается, как один монах проверяет другого в знании молитвы); такие рыночные картинки, пирушки, жалобы жены на пьяницу мужа напоминают бытовые сценки и интерьеры голл. художников (А. ван Остаде, P. де Хоха, Д. Тенирса, А. Брауэра, Г. Терборха).

Нек-рым любовным песням (напр., франц. шансон "О мать любви, Киприда!") Л. придавал драм. характер, передавая напряженные психологич. состояния (прообразы оперных сценок); многие имеют танц. характер (новшество в вок.-хоровой полифонии 16 в.) При изображении разл. "персонажей" и ситуаций Л. обнаруживает исключит. мастерство муз. характеристики. Впечатляющий художеств. эффект достигается красочным противопоставлением отд. групп хора; этот приём использован в знаменитой, всемирно известной и в совр. хор репертуаре (в т.ч. сов. хоров) итал. песне "Эхо" (вероятно, на собств. текст), в к-рой красочное сопоставление 2 хоров (вблизи и в отдалении) путем повторения piano одним хором коротких фраз другого создает эффект эхо. Стиль Л. — значит. шаг вперед по пути к гармонич. ясности. Он уже широко пользовался приемами гомофонного письма, предвосхитив монодию, зародившуюся на рубеже 16-17 вв. и получившую развитие в оперном жанре. Нек-рые мелодии в произв. Л. явились провозвестниками оперного речитатива (в произв. Я. Пери, К. Монтеверди и др.). Пользуясь старинными диатонич. ладами, Л. вводил и элементы мажора и минора, особенно в кадансовых построениях, что предвосхитило ладотональную систему последующей классической эпохи в истории музыкальною искусства.

Издания: сб 5-голосных (изд. в 1567, 1572, 1576) и 4-голосных (1582, 1583) нем. духовных и светских песен, нем. 3-голосные псалмы (1588); сб. нем. и франц. 6-голосных песнопений (1590); сб. 4-голосных (1560), 4-5-6-голосных магнификатов, мадригалов (1555, 1557, 1567, 1585), сб 4-голосных (1564), 5-голосных, 6-голосных (1560, 1587) и 8-голосных (1592) франц. шансон; сб. духовных 5-голосных песнопений (1562); сб. 3-голосных (1575), 4-6-голосных мотетов (1564, 1565, 1566); сб. 4-голосных песнопений в сопровождении разл. инструментов (1569); 5-голосные псалмы Давида (1584); 4-6-голосные магнификаты (1587); 4-6-голосные мессы (1570, 1577, 1581), сб. Magnum opus musicum (изд посмертно, 1604).

Литература: Булычев В. А. (Иванов-Борецкий M. В.), Орландо Лассо, M., 1908; Ливанова T., История западноевропейской музыки до 1789 г., М. -Л., 1940; Грубер R. И., История музыкальной культуры, т. 2, ч. 2, М., 1959, с 82-134; Протопопов В, История полифонии в её важнейших явлениях Западноевропейская классика XVIII-XIX вв., М., 1965, с. 9, 21-22, 34, 44-47, Дубравская T., Итальянский мадригал XVI века, в сб.: Вопросы музыкальной формы, вып. 2, M., 1972, с. 79-81, Delmоttе H., Notice biographique sur Roland Delatter, connu sous le nom d'Orlande de Lassus, Valenciennes, 1836; Fйtis E., R. de Lassus, в кн.: Les musiciens Belges, v. 1, ed. par A. Jamar, Brux, 1858-59, Ring J. de, R. de Lassй, compositeur Belge, Gent, 1850; Bдumker W., O. de Lassus, der letzte grosse Meister der niederlдndischen Tonschьle, ein hist. Bildniss, Freiburg, 1878; Destouches E., O. di Lasso, ein Lebensbild zum 3. Centenarium seines Todestages, Mьnch, 1894; Declиve J., R. di Lassus, sa vie et ses oeuvres, Mons, 1894; Mantovani T., О. di Lasso, Milano, 1895; Sandberger A., O. di Lasso und die geistigen Strцmungen semer Zeit, Mьnch, 1926, Huschke J., О. di Lasso Messen, Mьnch, 1939; Boetticher W., O Lasso und seine Zeit. 1532-1594, Bd 1, Kassel-Basel, 1958 его жe, Weitere Beitrage zur Lasso-Forschung, в сб.: Renaissancemuziek 1400-1600 donum natalicium Renй Bernard Lenaerts, ed. by J. Robijns, W. Eiders, R. Lagas and G. Persoons, Leuven, 1969; Schmitz E., O. di Lasso, Lpz., 1965.

В. В. Левин.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me