Лятошинский Б. Н.

Борис Николаевич (22 XII 1894 (3 I 1895), Житомир — 15 IV 1968, Киев) — сов. композитор, педагог, муз.-обществ. деятель. Нар. арт. УССР (1968). В 1918 окончил юридич. ф-т Киевского ун-та, в 1919 — Киевскую консерваторию по классу Р. М. Глиэра (под руководством к-рого занимался теорией композиции с 1913). По окончании консерватории преподавал в ней (с 1935 профессор). В 1935-38 и 1941-44 вёл курс инструментовки одноврем. и в Моск. консерватории. Среди учеников Л. мн. известные сов. музыканты — Ю. М. Александров, И. Ф. Бэлза, Л. А. Грабовский, В. Н. Денбский, К. А. Караев. С 1948 чл. правления CK СССР.

Л. — один из крупнейших сов. композиторов, основоположников симф. музыки на Украине; автор первой укр. симфонии (1918; исп. под упр. Р. M. Gлиэра в 1919, Киев) и камерно-инстр. ансамблей. Его произв. свойственны героич. устремлённость, острая конфликтность, драматичность коллизий, неизменно переплетающиеся с проникновенной лирикой. Музыка Л. отличается ярким колоритом, глубоко эмоциональна и выразительна. Мн. произв. Л. близки слав. интонационному строю, что явилось также результатом восприятия традиций рус. классики (углубившегося в период занятий у Р. М. Глиэра) и обращения композитора к творчеству разл. слав. народов (например, опера "Золотой обруч", в к-рой Л. впервые с такой широтой использовал и развил зап.-укр. нар. песенно-танц. мелодии, "Славянский концерт", "Славянская увертюра", произв., связанные с польской тематикой, — "Гражина" на сюжет А. Мицкевича, "На берегах Вислы", "Польская сюита"). Стиль Л. постепенно эволюционировал под воздействием творчества А. Н. Скрябина, отчётливо ощутимом, напр., в 1-й симфонии. В 1-м фп. трио уже ярко проявилось своеобразие творч. индивидуальности композитора, его новаторство, выразившееся, в частности, в области гармонии: Л. расширил функции всех ступеней лада и развил принципы переменности, свойственной музыкальному творчеству мн. слав. народов. Глубоко изучив самобытность этого творчества, он сочетал разл. региональные черты слав. музыки, а в последних своих произв. (в особенности в 5-й симфонии) создал как бы интонац. сплав всех этих черт, отличающийся органич. единством и цельностью. Это позволило Л. использовать новые средства выразительности, при помощи к-рых раскрывается эмоциональное богатство его музыки, неразрывно связанной по своему содержанию с современностью. Значит. место в творчестве Л. принадлежит хор. произв., в т. ч. хорам a cappella на сл. А. С. Пушкина ("Времена года", "По небу крбдется луна", "Кто, волны, вас остановил" и др.) и Т. Г. Шевченко ("Iз-за гаю сонце сходить", "Тече вода в сине море" и др.), а также многочисл. романсам.

Совм. с Л. Н. Ревуцким Л. создал новую редакцию оперы Н. В. Лысенко "Тарас Бульба", а после смерти Р. М. Глиэра закончил (совм. с К. Г. Мострасом) и инструментовал его Концерт для скрипки с оркестром. В качестве дирижёра выступал преим. с исполнением своих произв.

Сочинения: оперы — Золотой обруч (по повести И. Франко "Захар Беркут", 1930, Укр. т-р оперы и балета; 2-я ред. 1970, Львов, Гос. пр. УССР им. Т. Г. Шевченко, 1971), Щорс (Полководец, 1938, там же); 2 кантаты, в т. ч. Заповiт (1939); для орк. -5 симфоний (1918, 2-я ред. 1967; 1936, 2-я ред. 1940; 1951, 2-я ред. 1954; 1963, 1966 — Славянская), симф. поэмы.: Воссоединение (1949), Гражина (1955), На берегах Вислы (1958), Польская сюита (1961), Лирическая поэма памяти Р. Глиэра (1964), сюиты: из музыки к фильму "Тарас Шевченко" (1952), из музыки к трагедии В. Шекспира "Ромео и Джульетта" (1954), на слав. темы (1967), Фантастический марш (1920), Увертюра на 4 укр. нар. темы (1926), увертюра к опере "Полководец" ("Щорс", изд. 1948), Славянская увертюра (1961); для фп. с орк. — Славянский концерт (1953); для духового орк. — Торжественный марш (1931), 2 Походных марша (1932, 1936); камерно-инстр. ансамбли — 2 фп. трио (1922, 1942); 5 струн. квартетов (1915, 1922, 1928, 1943, 1944), Украинский квинтет (1942, 2-я ред. 1945; Гос. пр. СССР, 1946); для фп. — 2 сонаты (1924, 1925), Отражения (7 пьес, 1925), баллада (1929), сюита (1942), 5 прелюдий (1943), концертный этюд (1965); для скр. и фп. — соната (1926), 3 пьесы на тадж. нар. темы (1932); для влч. и фп. — 2 мазурки на польские темы (1953); для альта и фп. — Ноктюрн, Скерцо (1963) и др.; хоры, романсы, музыка для драм. т-ра и кино, в т. ч. к фильму "Тарас Шевченко" (1951; Гос. пр. СССР, 1952), обр. нар. песен.

Литература: Бэлза И. Ф., Б. Н. Лятошинский, М.-Л., 1947 (укр. пер. — Кипв, 1947); его же, Б. Н. Лятошинский, в сб.: Советская музыка. Статьи и материалы, вып. 1, М., 1956; Запорожец Н., Б. Н. Лятошинский, М., 1960 (имеется нотогр. и лит.); Памяти Б. Н. Лятошинского, "СМ", 1969, No 2; Самохвалов В., Черты музыкального мышления Б. Лятошинского, К., 1970; его же, Б. Н. Лятошинский, К., 1971, 1974; Belz a I., Ukrajinskэ skladatel Boris Ljatosinskij, "Hudebnн Rozhledy", 1957, No 19; его жe, Slovanskй rysy tvorby Ljatosinskйho, в сб.: Svazky, vztahy, paralely, Brno, 1973; Straszynski О., Wspomnienie о Borysie Latoszynskim, "RMz", 1968, No 11.

И. Ф. Бэлза.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me