Мадонис Л.

(Madonis) Луиджи (Лодовико) (ок. 1700, Венеция — после 1767, Петербург) — итал. скрипач и композитор. Вероятно, ученик А. Вивальди. В 1725 своей игрой привлёк внимание И. Кванца, слышавшего его в Венеции. В 1725-27 разъезжал со странствующей оперной труппой Перуцци, выступавшей в Бреслау и Брюсселе. В 1729-30 выступал в "Духовных концертах", был придв. музыкантом венец. посла в Париже, где опубликованы его первые 12 скрипич. сонат с basso continuo В 1733-38 и 1740-67 служил при рус. дворе (1-м скрипачом, с 1740 концертмейстером придв. оркестра), одновременно был скрипачом придв. т-ров. В 1742 участвовал в пост. в Москве по случаю коронации Елизаветы Петровны оперы И. А. Хассе "Милосердие Тита", написал для неё вставные арии. В России концертировал; возможно, преподавал. Интерес представляет его сб. "12 разных симфоний, ради скрипки и баса сочинённые..." (1738) — одно из первых муз. соч., изданных в России. Написанные по итал. образцам и представляющие собой характерный тип старинной камерной сонаты, они в то же время насыщены интонационными оборотами (эпизоды танцевального характера), напоминающими рус. нар. песни (на "руссицизмы" в сонатах М. первым обратил внимание H. P. Финдейзен). Однако М. был известен в России больше как скрипач-виртуоз, чем как композитор.

Литература: Финдейзен Н., Очерки по истории музыки в России..., т. 2, М., 1928-29; Ливанова Т., Пекелис М., Попова Т., История рус. музыки, под ред. М. С. Пекелиса, т. 1, М.-Л., 1940, с. 112-13; Вольман Б., Русские печатные ноты XVIII века, Л., 1957, с. 35-37; Келдыш Ю., Русская музыка XYIII века, М., 1965; Сaffi F., Storia della musica sacra nella giа cappella ducale di San Marco in Venezia dal 1318 al 1797, v. 1-2, Venezia, 1854-55; Mooser R. A., Annales de la musique et des musiciens en Russie au XVIII siиcle, t. 1, (Gen., 1948).

И. M. Ямпольский.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me