Никиш А.

(Nikisch) Артур (12 X 1855, Лебеньи-Сент-Миклош — 23 I 1922, Лейпциг) — венг. дирижёр, композитор, педагог и муз.-обществ. деятель. В 1866-1873 учился в консерватории в Вене, классы Й. Хелльмесбергера-старшего (скрипка) и Ф. О. Дессофа (композиция). В 1874-77 скрипач венского придв. оркестра; участвовал в спектаклях и концертах под упр. И. Брамса, Ф. Листа, Дж. Верди, Р. Вагнера. С 1878 2-й дирижёр и хормейстер, в 1882-89 гл. дирижёр оперного т-ра в Лейпциге. Руководил крупнейшими оркестрами мира — Бостонским симфоническим (1889-1893), лейпцигским Гевандхауз (1895-1922; превратил его в один из лучших оркестров) и одноврем. — Берлинским филармоническим, с к-рым много гастролировал, в т. ч. неоднократно в Петербурге и Москве (впервые в 1899). Был директором и гл. дирижёром оперного т-ра в Будапеште (1893-95). Возглавлял гамбургский Филармонич. оркестр (1897). В 1902-07 руководитель уч. части и дирижёрского класса Лейпцигской консерватории. Среди его учеников — К. С. Сараджев и А. Б. Хессин, ставшие затем известными сов. дирижёрами. В 1905-06 был директором оперного т-ра в Лейпциге. Гастролировал со мн. оркестрами, в т. ч. с Лондонским симфоническим (1912) в Зап. Европе, в Сев. и Юж. Америке. Н. — один из крупнейших дирижёров кон. 19- нач. 20 вв., глубокий и вдохновенный художник, яркий представитель романтич. направления в исполнит. иск-ве. Внешне сдержанный, со спокойными пластичными движениями, Н. обладал огромным темпераментом, необыкновенной способностью увлечь оркестр и слушателей. Добивался исключит. оттенков звучания — от тончайшего pianissimo до огромной мощности fortissimo. Его исп. были свойственны большая свобода (tempo rubato) и вместе с тем строгость, благородство стиля, тщательная отделка деталей. Был одним из первых мастеров, дирижировавших по памяти. Сыграл важную роль в пропаганде творчества П. И. Чайковского (особенно ему близкого) не только в Зап. Европе и США, но и в России. Среди др. произв., исполнявшихся Н., — сочинения А. Брукнера, Г. Малера, М. Регера, Р. Штрауса; исполнял произв. Р. Шумана, Ф. Листа, Р. Вагнера, И. Брамса, а также Л. Бетховена, музыку к-рого он трактовал в романтич. стиле (сохранилась запись 5-й симфонии). Автор кантаты, орк. произв., струн. квартета, сонаты для скр. и фп. Сын Н. — Митя Н. (1899-1936) — пианист, гастролировал в городах Юж. Америки (1921) и в Нью-Йорке (1923).

Сочинения: Об интерпретации старинной музыки (пер. с нем.), "СМ", 1956, No 12.

Литература: Липаев И., Артур Никиш, М. — Лейпциг, (1903); Купер Э., Памяти Артура Никита, П., 1922; Артур Никиш и русская музыкальная культура. Воспоминания, письма, статьи, Л., 1975. Segnitz E.,A. Nikisch, Lpz., 1920; Medtner E., Meister Nikisch, Z., 1921; Chevalley H. (сост.), A. Nikisch. Leben und Wirken, В., 1922; Dette A., Nikisch, Lpz., 1922; Pfohl F., Arthur Nikisch, Hamb., 1925; Weismann A., Der Dirigent im 20. Jahrhundert, В., 1925; Boult А. С, Nikisch and method in rehearsal, "MR", 1950, v. 11, p. 122; Honolka К., A. Nikisch, "Musica", 1952, Jahrg. 6, S. 79- 85; Wohlfahrt F., In memoriam A. Nikisch, там же, 1955, Jahrg. 6, S. 498-505.

Г. Я. Юдин.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me