Николаев Л. В.

Леонид Владимирович (1 (13) VIII 1878, Киев — 11 X 1942, Ташкент) — сов. пианист, композитор и педагог. Нар. арт. РСФСР (1938). Доктор искусствоведения (1941). Чл. КПСС с 1939. Учился у В. В. Пухальского (фп.) и Е. А. Рыб (теория музыки) в Киевском муз. уч-ще (1887-97), у В. И. Сафонова (фп.) в Моск. консерватории, к-рую окончил как пианист в 1900 и как композитор в 1902 (классы С. И. Танеева, M. M. Ипполитова-Иванова). Дебютировал как пианист в Москве в 1900 в Кружке любителей русской музыки, был активным его членом; участвовал также в моск. "Музыкальных выставках" — киевских (1904) и петерб. Вечерах современной музыки (1907) и др. В 1904-06 концертмейстер в Большом т-ре, одноврем. преподавал в Муз.-драм. уч-ще Моск. фи-лармонич. об-ва, в 1906-09 — в Моск. нар. консерватории. В 1909-42 вёл классы фп. и композиции (с 1923) в Петерб. (Ленингр.) консерватории (с 1912 профессор). Для исполнит. манеры Н.-пианиста были характерны технич. свобода, ясность замысла, логичность и уравновешенность, изящество и ювелирная отделка деталей, глубина проникновения в авторский замысел. Концертировал гл. обр. в Москве, Киеве и Петербурге. В репертуаре — собств. сочинения, произв. Л. Бетховена, Ф. Мендельсона, Ф. Шопена, Ф. Листа, С. Франка, М. Равеля, К. Дебюсси, П. И. Чайковского, А. К. Глазунова, С. В. Рахманинова, А. Н. Скрябина, А. С. Аренского, Ц. А. Кюи, Н. А. Римского-Корсакова; был одним из первых пропагандистов творчества С. С. Прокофьева, Н. К. Метнера. В своём композиторском творчестве Н. был продолжателем рус. классич. реалистич. традиций; его соч. (соната для фп. и скрипки, 2 струн. квартета и др.) отличаются мелодичностью, хорошо разработанной фактурой, мастерством полифонич. письма, ясностью мысли. Ему принадлежат также вок. произв., транскрипции, обр. и переложения.

Педагогич. деятельность Н. воплотила наиболее плодотворные тенденции рус. пианистич. школы. Он создал собств. направление, получившее в муз.-педагогич. практике назв. "николаевской школы". Педагогич. метод Н. был осн. на тщательном науч. анализе причинности явлений пианистич. иск-ва, их обобщении и систематизации. Игру его учеников характеризует мужественный тон, драм. насыщенность и высокое технич. мастерство. Н. воспитал плеяду разносторонне образованных, художественно мыслящих музыкантов. Среди учеников (класс Н. окончило более 150 чел.) — Д.Д.Шостакович, В. В. Софроницкий, М. В. Юдина, С. И. Савшинский, И. М. Рензин, A. Д. Каменский, П. А. Серебряков, Н. Е. Перельман, B. X. Разумовская, Г. М. Бузе, М. Р. Бреннер; в числе учеников по композиции — В. М. Дешевов, А. А. Крейн, Г. Н. Попов, Е. Э. Жарковский.

Сочинения: Несколько слов об исполнительстве, "СМ", 1935, No 7-8; Из бесед с учениками, в сб.: Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве, М. — Л., 1966; Из воспоминаний, в сб.: Воспоминания о Московской консерватории, М., 1966, и др.

Литература: Гримих К., Концерт Ленинградских пианистов школы Л. В. Николаева, "Музыка и революция", 1927, No 4; Дельсон В., Л. В. Николаев, "СМ", 1935, No 7-8; его же, Владимир Софроницкий, М., 1959, с. 6-7; Альшванг A., Советские школы пианизма. Очерк 4-й. Школа Леонида Николаева, "СМ", 1939, No 7; Савшинский С, Леонид Николаев, Л. — М., 1950; Хентова С., Шостакович — пианист, Л., 1964, с. 17-22, 48-51, 53-54; ее же, вступ. ст., в сб.: Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве, М. — Л., 1966; Богданев-Березовский В.. Дороги искусства, (Воспоминания), Л., 1971.

В. И. Рензин.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me