Огиньский М. К.

(Qginski) Михал Клеофас (25 IX 1765, Гузув, близ Варшавы — 15 X 1833, Флоренция) — польский композитор и политич. деятель. Учился игре на фп. у Ю. Козловского, придв. музыканта Огиньских (1770-е гг.), затем у И. М. Ярновича (скрипка), совершенствовался в Италии у Дж. Б. Виотти и П. M. P. Байо. Для формирования О.-музыканта имели важное значение поездки в имения его родственника, политич. деятеля и музыканта Мих. Каз. Огинь-ского, содержавшего постоянную капеллу, оркестр и театр. С 1789 О. был польским послом в Англии и Голландии. Принимал активное участие в восстании Т. Костюшко (1794), затем эмигрировал в Италию, нек-рое время жил в Константинополе. После амнистии 1802 вёл активную политич. деятельность в качестве сенатора Российской империи, добиваясь восстановления независимости Польши. В 1823-33 жил во Флоренции. Композиторскую деятельность начал в 1790-е гг., создал многочисл. марши и боевые песни, получившие распространение среди повстанцев 1794 (сохранились рукоп. нек-рых маршей), и ок. 20 полонезов (1-й утерян), завоевавших широкую известность, в т.ч. "Прощание" ("Les adieux") и полонезы, получившие назв. "Прощание с родиной" ("Pozegnanie Ojczyzny", 1794), "Раздел Польши" ("Rozbior Polski") и др. О. приписывается созданная в эти годы боевая песня "Ещё Польша не погибла" ("Jeszcze Polska nie zginela"), ставшая впоследствии польским нац. гимном. Б. ч. творческого наследия О. составляют фп. пьесы — полонезы, мазурки, марши, менуэт, вальсы для фп., а также многочисл. романсы (в т.ч. одни из первых на польские тексты), характеризующиеся наличием нац. польских элементов в ритмике и мелодике, изяществом и лиризмом. О. принадлежит опера "Зелида и Валькур, или Бонапарт в Каире" ("Zйlis et Valcour, ou Bonaparte au Caire", 1799; 1953, Краковское радио), созданная в период, когда мечты О. о возрождении независимой Польши связывались с именем Наполеона. Фп. и вок. творчество О. — одно из важных достижений польской музыки его времени и позволяет считать О., наряду с Ю. Эльснером, крупнейшим предшественником Ф. Шопена. Произв. О. исполнялись и издавались в Варшаве, Петербурге, Париже, Лейпциге, Милане и др. городах. Опубликовано (сохранилось ок. 60 произв., составляющих лишь часть его наследия) много анонимных изданий его соч. (часто с искажениями). Ведётся работа по публикации произв. О. на основе обнаруженных авторских оригиналов (нек-рые впервые опубликованы под ред. И. Ф. Бэлзы — Избр. произв. для фп. (1954); Три мазурки и вальс для фп. (1963); Пьесы для фп. (1965)). О. — автор трактата "Письма о музыке" ("Listy о muzyce", пер. с франц., 1956), мемуаров в 4 томах (изд. Париж — Женева, 1826-27).

Литература: Бэлза И., История польской музыкальной культуры, т. 1-2, М., 1954-57; его же, Забытые польские музыканты, М., 1963; его же, Михал Клеофас Огиньский, М., 1965; М., 1974; Pozniak W., Romans wokalny w twуrczosci M. К. Oginskiego, в сб.: Rozprawy i notatki muzykologiczne, z. 1, Kr., 1934; Jachimecki Zd., Muzyka Polska w rozwoju historycznym, t. l, cz. 2, Kr., 1951; Belza I., Michal K. Oginski i jego zwiazki z kultura rosyjska, "Muzyka", 1954, No 1-2.

И. И. Свирида.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me