Окегем Й.

(Ockeghem, Okeghem и др. написания) Йоханнес (Жан) де (ок. 1425, Дендермонде, Вост. Фландрия — 1495, Тур) — франко-фламандский композитор. Выдающийся представитель полифонич. нидерландской школы, возглавивший её 2-е поколение ("вторую нидерл. школу", при к-рой иск-во имитационного контрапункта достигло высшего расцвета). Учился в метризе собора Нотр-Дам в Антверпене, где был певчим в 1443-44. В 1446-48 служил в придв. капелле Карла I Бурбона в Мулене. С 1452 до конца жизни 1-й капелан и капельмейстер франц. корол. двора. Получил должности корол. советника и казначея аббатства Сен-Мартен в корол. резиденции в Туре (1456). Ездил в Испанию (1470) и Фландрию (1484). О. — автор величественных хор. месс, мотетов и изысканных полифонич. светских песен-миниатюр. За виртуозное владение иск-вом полифонии О. наз. "главным мастером" контрапункта (И. Тинкторис видел в нём самого крупного композитора его времени). Оказал огромное влияние на современников. Среди его последователей — Жоскен Депре, П. де ла Рю, А. Брюмель, Л. Компер. При жизни О. в его честь писали мотеты Ж. Биншуа, Л. Компер; на его смерть были написаны франц. и лат. эпитафии (среди них — эпитафия Эразма Роттердамского), к-рые положили на музыку Жоскен Депре и И. Люпи. О. утвердил господство полнозвучного 4-голосия в хор. стиле a cappella, довёл до совершенства иск-во контрапункта со свободным движением самостоят. голосов. Отличался виртуозным мастерством имитации и канонич. письма (обогатил полифонич. технику стреттами, инверсиями и пр.). По-видимому, О. был также философом, математиком и астрологом (по ср.-век. традиции); он строил свои композиции на основании математич. расчётов, связанных со скрытой религ.-философской символикой. Славились сложные "загадочные" каноны и мессы О., в к-рых исполнителям задавались математич. задачи исчисления невыписанных голосов: в 4-гол. лат. мессе ("Missa ргоlationum") выписаны лишь 2 голоса; знаменитый (приписываемый О.) 36-гол. канон "Хвала господу" ("Deo gratia") представляет собой сочетание четырёх 9-гол. последовательно вводимых канонов; "Месса любого тона" ("Missa cuiusvis toni") допускает исп. с любого тона звукоряда. В творчестве О. выкристаллизовались универсальные принципы полифонич. развития и формообразования. В своих соч. он достигал плавного развёртывания мелодич. линий, полноты хор. звучания и глубокой выразительности. Музыка О. (её наз. "мистическим пением"), обладающая возвышенной экспрессией, доходящей до экзальтации, по характеру соответствовала содержанию канонич. текстов и пользовалась исключит. признанием в Германии после Реформации. Сохранилось 14 месс (в т.ч. 11 полностью), реквием (первый известный многогол. реквием в истории мировой муз. лит-ры), 9 мотетов, св. 20 светских 3-гол. песен (шансон). Полн. собр. соч. О. издаётся: т. 1 — в серии "Публикации старинной музыки" ("Publikationen дlterer Musik", содержит 8 месс, Lpz., 1927, N. Y., 1958), т. 2 — в серии "Исследования и материалы" Амер. музыковедч. об-ва ("American musicological society", "Studies and documents", содержит 8 месс и части мессы, N. Y., 1947).

Литература: Ливанова Т., История западноевропейской музыки до 1789, М. — Л., 1940, с. 123-26; Грубер Р., История музыкальной культуры, т. 1, ч. 2, М. — Л., 1941, с. 395?401; Вurburе L. de, J. de Ockeghem, P., 1853, 1868; Brenet M. (Bobillier M.), (J. de Ockeghem), P., 1893, 1911 (лит.); Levitan J. E., Ockeghem's clefless compositions "MQ", 1937, v. 23, No 4; Rirro А., Histoire dela musique de la fin du XIV-е s. а la fin du XVI-e, P., 1940; R1amenac D., A postscript to v. 2 of the collected works of J. Ockeghem..., "Journal of the American musicological society", v. 3, 1950; Кrenek E., J. Ockeghem, L., 1953; Wolf H. C., Die Musik der alten Niederlдnder, Lpz., 1956; Henze M., Studien zu den Messenkompositionen J. Ockeghems, В., 1968.

Л. Г. Бергер.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me