Парагвайская музыка

По свидетельству авторов первых хроник и миссионеров, музыка занимала большое место в жизни осн. коренного населения страны — гуарани и др. парагвайских индейцев (макб, мокоби, туба, абипунес, гуайкуру и др.). Танцы и песни были тесно связаны со всей их жизнью. Танцы гуарани — круговые (основу их составлял круг с солистом в центре), всегда сопровождались пением и игрой на муз. инструментах; солист запевал "строфу", танцующие хором отвечали ему "рефреном". Песни гуарани отличало жанровое разнообразие: существовали песни магические (связанные с заклинанием злых сил, врачеванием больных), посв. культу животных, птиц, рыб, деревьев, а также военные, охотничьи, трудовые, погребальные, песни для определённых празднеств, лирич. песни. Пение гуарани и др. парагвайских индейцев было одноголосным (в т.ч. пение хором в унисон), мелодии (вокальные и инструментальные) базировались на пентатонных звукорядах.

Инструментарий аборигенов включал большой набор дух. инструментов — продольные и поперечные флейты (общее наименование мимби) разл. размеров и с разл. числом отверстий (от 2 до 6), флейты Пана (в Чако) с диапазоном звучания свыше 2 октав, носовые флейты, окарины, свистульки, костяные (конгоэра) и бамбуковые (туру) трубы; разные типы барабанов — выдолбленные из обрезка ствола дерева с мембраной из кожи животных, "водяные барабаны" (глиняный сосуд с водой, по к-рому ударяют полой тыквой), погремушки (мбарака), бамбуковые или тростниковые палки для отбивания ритма во время танца, а также "музыкальный лук" с тыквенным резонатором — единственный монохорд, известный у аборигенов Лат. Америки.

С 1609 миссионеры-иезуиты организовывали на территории Парагвая спец. школы, в к-рых обучали индейцев церк. пению и игре на европ. муз. инструментах. Среди музыкантов того времени — Л. Бержер, X. Васео, А. Сеп и др. Мн. миссии Парагвая (Япейу, Сан-Хосе, Сан-Игнасио) на протяжении полутора веков (иезуиты были изгнаны из пределов Лат. Америки в 1767) "поставляли" музыкантов-индейцев в Буэнос-Айрес, Кордобу и др. города вице-королевства. Миссионеры положили начало проникновению в индейскую среду европ. музыки и муз. инструментов, из к-рых гитара, арфа и скрипка со временем стали гл. инструментами в нар. П. м.

Креольская музыка Парагвая, как и соседних Аргентины и Уругвая, сохраняет чётко выраженную европ. основу в мелосе, ладово-гармонич. строе, метро-ритмике. Индейское начало (гуарани) проявляется только в песенных текстах (преим. в лексике, а также в нек-рых традиционных темах и сюжетах нар. поэзии). Обладая стилистич. чертами, общими для креольской музыки Лат. Америки (см. Латиноамериканская музыка), креольская музыка Парагвая в то же время отличается нац. своеобразием. Самый популярный среди креольских танцев — т.н. парагвайская полька (с европ. полькой не имеет ничего общего, кроме названия) — подвижный парный танец в переменном метре (6/8+3/4), с синкопированной мелодией и характерной полиритмией между мелодич. голосом и аккомпанементом; генетически принадлежит к обширному семейству южно-амер. креольских танцев 18 в. типа самакуэки и гато. Др. популярные креольские танцы — "Санта Фе", сьело (сьелито), голондриана, солито, вальс. Традиционные песенные жанры — парагвайская кансьон и гуарания. Кансьон мелодически и ритмически представляет собой парагвайскую польку с песенным текстом и исполняется в более медленном движении, чем танец. Гуарания как особая песенная форма создана в 1928 комп. X. А. Флоресом и сразу приобрела большую популярность. Мелодии гуарании пишутся в метрах 3/4 и 6/8, в умеренном темпе, с характерной ритмич. фигурой инстр. сопровождения.

Гл. сольными и аккомпанирующими инструментами в креольской музыке Парагвая являются гитара и арфа. Они же служат базой широко распространённых в народном муз. быту небольших инстр. ансамблей, исполняющих фольклорную и популярную авторскую музыку.

Профессиональная муз. деятельность развивалась медленно. Война за независимость дала толчок формированию воен. духовых оркестров, к-рые в 1-й пол. 19 в. были практически единственными постоянными муз.-исполнительскими коллективами. К 1840-1860-м гг. относятся первые театр. спектакли с музыкой, спорадически осуществлявшиеся небольшими гастро- лирующими труппами, выступления приезжих артистов и местных любителей. Оживление муз. деятельности наступило в последней четв. 19 в., когда гастроли итал. и испан. оперных и муз.-драматич. трупп стали более регулярными. В 80-х гг. 19 в. в Асунсьоне на сценах Нац. т-ра (ныне Муниципальный т-р) и т-ра "Олимп" были показаны оперы "Севильский цирюльник", "Лючия ди Ламмермур", "Норма" и "Сомнамбула", ряд оперетт и испан. сарсуэл. В 1890-1920-х гг. оперный репертуар значительно расширился прежде всего за счёт произв. итальянских (Дж. Верди, Дж. Пуччини, П. Масканьи, А. Бойто) и французских (Ш. Гуно, Ж. Бизе, Ж. Массне) композиторов. Для пост. оперных спектаклей были приспособлены старые и открыты новые помещения — "Андреуцци", "Эдем", "Гранадос", "Скбла" (все функционировали недолго). Многочисленные, хотя, как правило, очень недолговечные муз. об-ва (Музыкально-драматическое, 1902; Хоровое, 1908; Филармоническое, 1910; "Друзья иск-ва", 1915; Оркестровое, 1916; "Санта Сесилия", 1917, и др.), клубы ("Прогресс", 1903; Национальный, 1903; Асунсьонский, 1906; "Унион", 1910, и др.), кружки, ассоциации устраивали концерты, в к-рых наряду с популярными отрывками из опер исполнялись произв. И. С. Баха, Й. Гайдна, Л. Бетховена, Ф. Листа, Ф. Шопена. Важное мероприятие в культурной жизни страны — создание в 1895 Парагвайского ин-та в Асунсьоне, имевшего муз. секцию и симф. оркестр. В 1913 в столице открылась Парагвайская гимназия, также имевшая муз. отделение с симф. оркестром и струнным "Гайдн-квартетом". Парагвайский ин-т и Парагвайская гимназия занимались, помимо учебной, активной конц. деятельностью, регулярно организуя выступления своих оркестров, струн. квартета (исполняли в основном классич. европ. музыку) и учеников муз. классов. К участию в этих концертах часто привлекались приезжие заруб,. артисты. В 1934 институт и гимназия были объединены в Парагвайский атенеум; в нём имелись класс музыки, музыкально-театр. труппа, периодически ставившая спектакли, устраивались концерты.

Среди музыкантов Парагвая 2-й пол. 19 в. (б.ч. иностранцы) выделяются дирижёр дух. оркестров Ф. С. де Дюпюи, пианистка и педагог А. М. де Дюпюи, кларнетист К. Герреро, дирижёр оркестра Нац. т-ра И. Одриосола, певец, дирижёр и комп. Л. Каведаньи (издатель "Альбома популярных парагвайских музыкальных пьес"), пианистка и педагог И. Анистис, театр. дирижёр А. Кабиб, пианист и педагог Л. Тессада. Известные музыканты кон. 19 — нач. 20 вв.: Н. Пеллегрини — скрипач, дирижёр оркестра Парагвайского ин-та и композитор (один из авторов Нац. гимна, автор первой парагвайской сарсуэлы "Земля гуарани", 1912); Ф. Сентурион — скрипач, композитор, рук. оркестра и "Гайдн-квартета"; М. Лефранк — дирижёр и композитор (сарсуэла "И на небесах нет покоя", 1918); Г. Coca Эскалада — гитарист и педагог; М. Моросоли — пианист и педагог, воспитавший мн. парагвайских пианистов.

В 20 в. выдвинулась группа талантливых композиторов ярко выраженной нац. ориентации: X. М. Бёттнер — автор симфонии, балета "Сон Рене", орк. "Сюиты гуарани", симф. поэмы "Душа инки", фп. пьес, песен, а также монографии "Музыка и музыканты Парагвая" (1957); Р. Хименес, среди сочинений к-рого орк. "Парагвайская сюита" на нар. темы и ряд фп., скрипичных и вок. произв.; X. А. Флорес, гуарании к-рого стали новым жанром нац. парагвайской песни; он также автор балета "Индеанка", симф. поэм "Гуарани", "Мбурикао" и др.; Э. Хименес, в числе произв. к-рого скрипичный концерт, симф. поэма "Песнь моей сельвы", кантата "Парагвай возродится", польки, гуарании и песни, в т.ч. нац. патриотич. песня "Серро Кора"; X. К. Морено Гонсалес, наиболее выдающийся композитор Парагвая, автор муз. комедии "Ткачиха из Ньяндути" (1956), фп. и скрипичных концертов, симф. поэмы "Флейта Солнца" на темы гуарани, струн. квартета, фп. сонат и др. инстр. и вок. сочинений; К. Лара Баррейро, пишущий преим. орк. произв., среди них — "Парагвайская сюита", "Симфоническая поэма", концерт для фп. с оркестром. В числе авторов популярной музыки в нар. стиле (польки, вальсы, гуарании, песни) — И. Бенитес, О. Кардоса, Э. Мартинес, X. В. Бенитес Санчес, С. Медина, С. Дентиче, X. Фернандес Морено, С. Бенитес Рохас, Э. Бобадилья Касерес, С. Кортеси, Ф. Хименес. Среди концертирующих музыкантов: пианисты Э. Л. Брыницкий, Ф. Марин Ногерас, Л. Аранда, М. М. Сальседо, В. Альфаро, М. Л. Баэс Вергара, Н. Хименес; скрипачи Э. Миш, К. Эскобар; гитаристы А. П. Барриос, К. С. Годой, К. Талавера, Д. Р. Басуальдо, П. Эскобар Касерес, К. Баэс Альенде; арфисты Ф. Перес Кардосо, Д. Гарсиа, Л. Гонсалес, А. Киньонес; певицы С. Мендоса, Н. Туманова, X. Окампос; исполнитель фольклорных песен А. Барбоса.

Муз. жизнь Парагвая не отличается активностью. Спектакли и симф. концерты даются нерегулярно. В 1940 в Асунсьоне открылось Муз.-педагогич. уч-ще. Функционирует ряд частных муз. об-в и уч. заведений с ограниченным числом учащихся. Музыканты объединены вместе с др. деятелями иск-ва, а также науки в "Ассоциацию парагвайских авторов" (осн. в 1951).

Литература: Boettner J. M., Mъsica y musicos del Paraguay, Asunciуn, (1957).

П. А. Иванов.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me