Пас Х. К.

(Paz) Хуан Карлос (5 VIII 1901, Буэнос-Айрес — 25 или 26 VIII 1972, там же) — аргент. композитор. Ученик К. Гайто. Входил в "Группу муз. обновления", но отошёл от её эстетич. установок, основал "Ассоциацию новой музыки" (1937), явившуюся зародышем авангардизма в аргент. музыке. В произв. П. 1920-х — нач. 30-х гг. проявились влияния неоромантизма и отчасти импрессионизма ("3 лирические пьесы" для фп., 1922, и др.), неоклассицизма ("Три пьесы" для оркестра, 1931). С сер. 30-х гг. примкнул к школе А. Шёнберга (4 "Додекафонные композиции" для камерных составов, 1934-38; "Шесть наслоений" для оркестра — "Seis superposiciones", 1954). Автор ряда монографий, выступал как муз. критик.

Сочинения: для орк. — Рождественская песня (Canto de Navidad, 1927), Канонические трансформации (Transformaciones canуnicas, 1955); Музыка (для фагота, струн. орк. и ударных, 1956); Непрерывность (Continuidad, для 12 инструментов и ударных, 1954); камерно-инстр. ансамбли, фп. пьесы; музыка к кинофильмам.

Литературные сочинения: La mъsica en los Estados Unidos, Mйx., 1952; Introducciуn a la mъsica de nuestro tiempo, B. Aires, 1955; A. Schцnberg о el fin de la era tonal, B. Aires, 1958; Alturas, tensiones, ataques, intensidades, B. Aires, 1970.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me