Пащенко А. Ф.

Андрей Филиппович (3 (15) VIII 1883, Ростов-на-Дону — 16 XI 1972, Москва) — сов. композитор. Засл. деят. иск-в РСФСР (1957). В 1917 окончил Петрогр. консерваторию по классу композиции у М. О. Штейнберга. В 1911-17 зав. муз. б-кой Придв. оркестра, в 1917-21 зав. муз. б-кой Гос. оркестра, в 1921-31 зав. муз. б-кой Ленингр. филармонии. С 1961 жил в Москве. В творчестве П. опирался на традиции муз. классики 19 в. Автор многочисл. произв. разных жанров, в т. ч. крупных симфонических; один из первых рус. композиторов, создавших оперы на историко-революц. и сов. тематику. Его "Орлиный бунт" ("Пугачёвщина", 1925) сыграл видную роль в становлении сов. оперы. В опере П. "Чёрный Яр" (1931), посв. Гражд. войне, впервые на оперной сцене воплощён образ В. И. Чапаева; опера "Помпадуры" (по М. Б. Салтыкову-Щедрину, 1939, Ленингр. Малый оперный т-р) — одна из первых сов. комич. опер. Лучшие произв. композитора отличают волевая напряжённость, широкий эпич. размах, опора на речевые интонации.

Сочинения: оперы (12), в т. ч. Орлиный бунт (Пугачёвщина, 1925, Ленингр. т-р оперы и балета), Царь Максимилиан (по мотивам рус. нар. драмы, 1929, Гос. академич. капелла), Чёрный Яр (пост. 1931, Ленингр. т-р оперы и балета), Помпадуры (по произв. "Помпадуры и помпадурши" и "История одного города" Салтыкова-Щедрина, 1936, пост. 1939, Ленингр. Малый оперный т-р), Свадьба Кречинского (по А. В. Сухово-Кобылину, 1945, пост. 1949, Ленингр. Малый оперный т-р), Краснодонцы (Молодая гвардия, по A.A. Фадееву, 1946-47), Капризная невеста (по пьесе "Свадьба с приданым" Дьяконова, 1967), Портрет (по Н. В. Гоголю, 1968); для солистов, хора и орк. — оратории Освобождённый Прометей (1934) и Ленин (1960), кантаты Гармонь (1931), Голос мира (1952), Траурно-торжественная ода (реквием, сл. композитора, 1942), Скифы (поэма, сл. А. А. Блока, 1958.) и др.; для орк. — симфонии (1916; 2-я — Гимн солнцу, сл. К. Д. Бальмонта, 1921-22; 3-я — Героическая, 1924, 2-я ред. 1960; 4-я — Молодёжная, 1927, 2-я ред. 1956; 1952; 1954; 7-я — Драматическая, 1955, 2-я ред. 1964; 1956; 9-я — Симфония-поэма, 1956; 1962-63; 11-я — Оптимистическая, 1964; 12-я — Героико-триумфальная, с хором, сл. Вс. А. Рождественского и слова, высеченные на могиле жертв Oкт. революции 1917 на Марсовом поле в Ленинграде, 1966; 13-я — Российские колокола, по поэме "Колокола России" П. Неруды, 1968-69; 14-я — Пионерская, 1969; 15-я — Жизнь художника, 1969-70; 1972); 8 симф. поэм, 5 симф. картин, 5 увертюр; для струн. орк. — 4 симфониетты (1943, 1945, 1958, 1964), Сюита в классическом стиле (1915-27), Ноктюрн (1914), Украинская рапсодия (1937), Лунная серенада (1959) и др.; концерты с орк. — для скр. (1944), для влч. (1964); произв. для орк. нар. инструментов; камерно-инстр. ансамбли — 9 квартетов (1915, 1921, 1967, 5 в 1968, 1971); романсы, хоры, песни; обр. рус. нар. песен для хора a cappella; музыка к спектаклям драм. т-ра и фильмам.

Литература: Асафьев Б., Орлиный бунт, "Жизнь искусства", 1925, No 46, то же в его кн.: Избр. Труды, т. 5, М., 1957; Кремлёв Ю., О творчестве А. Пащенко, "СМ", 1936, No 9; Коваль М., Встреча с творчеством А. Ф. Пащенко, "МЖ", 1968, No 6.

М. Д. Кацева.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me