Патет

(индонез. patet) — в музыке Индонезии ладово-мелодич. модель, подвергающаяся вариационному развитию в процессе музицирования (родств. явления в др. муз. культурах — рага, макам, маком, мугам, мукам). Каждый П. характеризуется принадлежностью к одному из двух ладов — слендро или пелог, а также входящими в его состав попевками — мелодич. формулами. Насчитывается 6 П., 3 в ладу слендро и 3 в ладу пелог. Каждый из П. применяется в строго определённые часы суток, а также в определённом разделе представления традиционного кукольно-теневого театра "ваянг гедок", начинающегося вечером и заканчивающегося на рассвете. П. в ладу слендро используются для разделов кукольного представления, основанного на нар. эпосе Индии — "Махабхарате" и "Рамаяне", П. в ладу пелог — для разделов, основанных на цикле яванских нар. сказаний о Панджи. В ладу слендро возможны переходы от одного П. к другому, в ладу пелог они используются редко. Применяются и переходы от лада слендро к ладу пелог, тогда как обратные почти не встречаются.

Литература: Hood M., The nuclear theme as a determinant of patet, в сб.: Javanese music, Djakarta, 1954.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me