Пазовский А. М.

Арий Моисеевич (21 I (2 II) 1887, Пермь — 6 I 1953, Москва) — сов. дирижёр. Нар. артист СССР (1940). Член КПСС с 1941. В 1904 окончил Петерб. консерваторию по классу скрипки у Л. С. Ауэра. Выступал как скрипач-солист. В 1905 дебютировал как дирижёр в оперном т-ре Екатеринбурга (Свердловска), где был до этого хормейстером и помощником дирижёра. Работал дирижёром оперных т-ров Перми, Казани, Саратова, Минска (1905-08), Оперного театра С. И. Зимина в Москве (1908-10), т-ров Харькова, Одессы, Киева, Тбилиси (1910-16), оперной труппы петроградского Народного дома (1916-18), где имел возможность близко познакомиться с исполнительским искусством Ф. И. Шаляпина.

После Великой Oкт. социалистич. революции деятельность П. была связана с сов. муз. театром. В 1918 дирижёр и в 1936-43 художеств. руководитель и гл. дирижёр Ленингр. т-ра оперы и балета. В 1923-24 и в 1925-28 дирижёр, а в 1943-48 художеств. руководитель и гл. дирижёр Большого т-ра. В 1929-36 возглавлял оперные театры Баку, Свердловска, Харькова, Киева.

П. — один из выдающихся оперных дирижёров 1-й пол. 20 в. Основу его репертуара составляли оперы рус. композиторов-классиков. П. осуществил также ряд постановок опер сов. композиторов. Поставил в Ленингр. т-ре оперы и балета оперы "Сказка о царе Салтане" (1937); "Броненосец "Потёмкин"" Чишко (1937), "Кармен" (1938), "Иван Сусанин" (1939; Гос. пр. СССР, 1942), "Чародейка" (1941; Гос. пр. СССР, 1941); "Емельян Пугачёв" Коваля (1942; Гос. пр. СССР, 1943), "Ночь перед Рождеством" (1943); в Большом т-ре — оперы "Фауст" (1924), "Валькирия" (1925), "Борис Годунов" (1927), "Иван Сусанин" (1945).

Деятельность П. способствовала творч. росту мн. оперных т-ров СССР; он воспитал плеяду выдающихся оперных певцов. Как художник и организатор отличался бескомпромиссностью, требовательностью. Его спектакли были отмечены тонким вкусом, высоким мастерством оперного ансамбля, ритмич. дисциплиной, тонкой отделкой деталей.

Автор кн. "Записки дирижёра" (М., 1966, 1968), принадлежащей к числу наиболее значит. работ в области теории и практики оперного исполнительства; глава из этого труда под названием "Дирижёр и певец" в 1959 вышла отд. изданием.

Литература: Памяти А. М. Пазовского, "СМ", 1953, No 3; Коваль М., Выдающийся дирижёр, там же, 1953, No 11; Богданов-Березовский В., Ленинградский гос. академический театр оперы и балета им. С. М. Кирова, Л. — М., 1959, с. 163-67.

Е. Я. Рацер.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me