Пейко Н. И.

Николай Иванович (р. 12(25) III 1916, Москва) — сов. композитор, педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1964). В 1940 окончил Моск. консерваторию по классу композиции у Н. Я. Мясковского. В 1942-59 преподаватель (с 1958 профессор) Моск. консерватории, с 1954 — Муз.-пед. ин-та им. Гнесиных. Чл. ред. коллегии академич. издания Полн. собр. соч. Н. А. Римского-Корсакова. С 1940 выступает как пианист, с 1946 как дирижёр с исп. своих произв. Автор статей по вопросам муз. иск-ва. Осн. место в творчестве П. занимают крупные симф. сочинения, камерно-инстр. и вок. музыка. Продолжатель нац. традиций, П. опирается в своём творчестве прежде всего на достижения рус. дореволюц. и сов. муз. классики. Ряд его произв. навеян событиями Великой Отечеств. войны 1941-1945 (1-я симфония, Гос. пр. СССР, 1947; 5-я симфония), Великой Oкт. социалистич. революции (4-я симфония, средняя часть к-рой связана с поэмой А. А. Блока "Двенадцать"), нек-рые написаны на историч. сюжеты (балет "Жанна д'Арк"). П. часто использует старинную и совр. рус. песню, а также песни народов СССР (якут., молд., тат., башк.) и зарубежные (франц., фин. и др.). Среди произв. на нар. темы — "Молдавская сюита" (Гос. пр. СССР, 1951).

Сочинения: опера Айхылу (совм. с M. M. Валеевым, 1943, Уфа; 2-я ред., без соавтора, 1953, там же); балеты — Весенние ветры (совм. с 3. В.Хабибулиным, по роману К. Наджими, 1950), Жанна д'Арк (1957, Муз. т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко, Москва), Берёзовая роща (1964); для солистов, хора и орк. — кантата Строители грядущего (сл. Н. А. Заболоцкого, 1952), оратория Ночь царя Ивана (по А. К. Толстому, 1967); для орк. — симфонии (1946; 1946- 1960; 1957; 1965; 1969; 1972; концерт-симфония, 1974), сюиты Из якутских легенд (1940; 2-я ред. 1957), Из русской старины (1948; 2-я ред. 1963), Молдавская сюита (1950), симфониетта (1940), вариации (1947), 7 пьес на темы народов СССР (1951), Симфоническая баллада (1959), увертюра К миру (1961), Каприччио (для малого симф. орк., 1960); для фп. с орк.-концерт (1954); для скр. с орк. — Концертная фантазия на финские темы (1953), 2-я концертная фантазия (1964); камерно-инстр. ансамбли — 3 струн. квартета (1963, 1965, 1976), фп. квинтет (1961), децимет (1971); для фп. — 2 сонаты (1950, 1975), 3 сонатины (1942, 1943, 1957), вариации (1957) и др.; для голоса с фп. — вок. циклы Сердце воина (сл. сов. поэтов, 1943), Звуки ночи Гарлема (сл. поэтов США, 1946-1965), 3 муз. картинки (сл. С. А. Есенина, 1960), Лирический цикл (сл. Г. Аполлинера, 1961), 8 вок. поэм и триптих Осенние пейзажи на стихи H.A. Заболоцкого (1970, 1976), романсы на сл. А. А. Блока (1944-65), Бо-Цзюй-и (1952) и др.; музыка к спектаклям драм. т-ра, кинофильмам и радиопостановкам.

Литературные сочинения: О музыке якутов "СМ", 1940, No 2 (совм. с И. Штейманом); 27-я симфония Н. Я. Мясковского, в кн.: Н. Я. Мясковский. Статьи, письма, воспоминания, т. 1, М., 1959; Воспоминания об учителе, там же; Г. Берлиоз — Р. Штраус — С. Горчаков. О русском издании "Трактата" Берлиоза, "СМ", 1974, No 1; Две инструментальные миниатюры. (Композиционный анализ пьес О. Мессиана и В. Лютославского), в сб.: Музыка и современность, вып. 9, М., 1975.

Литература: Беляев В., Симфоническое творчество Н. Пейко, "СМ", 1947, No 5; Боганова Т., О музыке Н. Пейко, там же, 1962, No 2; Григорьева Г., Н. И. Пейко, М., 1965; её же, Вокальная лирика Н. Пейко и его цикл на стихи Н. Заболоцкого, в сб.: Музыка и современность, вып. 8, М., 1974.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me