Музыкальная энциклопедия

Прелюдия

Прелюдияпрелюд (позднелат. praeludium, от лат. praeludo - играю предварительно, делаю вступление; франц. prйlude, итал. preludio, англ. prelude, нем. Vorspiel), - род инстр. пьесы, чаще всего для одного инструмента, позволяющего исполнять многогол. музыку. Наиболее ранние образцы относятся к 15 в. Первоначально П. представляла собой небольшое вступление к какой-нибудь пьесе, к-рое обычно импровизировалось, иногда сочинялось заранее и исполнялось на лютне, клавишном инструменте, органе. Такие П. служили в качестве пробы инструмента, устанавливали тональность последующей пьесы, подготавливали её музыкально (в т.ч. и по контрасту), а в случаях, когда эта пьеса предназначалась для коллектива инструменталистов или вокалистов, облегчали вступление инструментов или голосов. П. не свойственна какая-либо определённая форма; важнейшее значение в ней приобретают импровизац. начало, свободное развёртывание, фигурационная разработка материала; порой находят применение и имитация, полифония, склад. Характерная черта многих П. - применение от начала и до конца единого типа фактуры, что сближает её с жанром этюда. Подобного рода пьесы носили и др. названия, напр. преамбула, интрада, ричеркар, фантазия, каприччо, токката и т.п. В 17 в. П. нередко назывались также вступления во франц. опере и сюите, исполнявшиеся ансамблем инструменталистов и даже целым оркестром. В 18 в. П. стали создаваться и как самостоят. пьесы; в то же время, прежде всего в творчестве И. С. Баха, сложился устойчивый цикл прелюдия - фуга, в к-ром обе составные части взаимно оттеняли друг друга - свободному развёртыванию в П. противостоял строго упорядоченный принцип развития в фуге, близкий к гомофонному склад П. - всецело полифоническому в фуге. Одноврем. Бах утвердил тип большого цикла П. и фуг, обнимающего все мажорные и минорные тональности (1-й и 2-й тома "Хорошо темперированного клавира"). В 19-20 вв. создавались как малые "парные" циклы П. и фуги, порой расширенные до трёхчастного цикла ("Прелюд, хорал и фуга" для фп. Франка), так и большие циклы П. и фуг, подобно баховским обнимающие все тональности ("24 прелюдии и фуги" для фп. Шостаковича, Щедрина). Возник и тип цикла одних только П., также во всех тональностях (произв. Ф. Шопена, А. Н. Скрябина, К. Дебюсси, С. В. Рахманинова, Д. Д. Шостаковича, Д. Б. Кабалевского и др.). П. создавались и в виде отд. пьес, гл. обр. для фп., а также в качестве орк. вступлений к операм и к отдельным их актам (Р. Вагнер, Дж. Верди, Дж. Пуччини и др.).

Литература: Панкратова В., Малые инструментальные формы (прелюдия, ноктюрн, этюд), М., 1962; Chominski J. M., Preludia, Кr., 1950 (Analizy i objasnenia "Dziel Wszystkich Fr. Chopina", t. 9); Apel W., Der Anfang der Praeludium in Deutschland und Polen, Warsz., 1960. см. также лит. при статьях Бах И. С., Шопен Ф. Ф., Скрябин А. Н., Дебюсси К. А., Кабалевский Д. Б.