Провенцале Ф.

(Provenzale) Франческо (ок. 1627, Неаполь — IX 1704, там же)- итал. композитор. Учился и работал в Неаполе. Игре на органе обучался под рук. Дж. М. Сабино, органиста церкви Аннунциата. В 1663-74 преподавал в консерватории "Санта-Мария ди Лорето", в 1673-1701 директор консерватории "Пиета деи Туркини". Среди учеников — Н. Фаго, Д. Сарро, Л. Лео, А. Скарлатти. С 1680 2-й дирижёр корол. капеллы в Неаполе. В 1686-99 органист и дирижёр капеллы "Тезоро ди Сан-Дженнаро", для к-рой писал музыку, с 1690 дирижёр корол. капеллы. Развивая принципы оперных композиторов венецианской школы (К. Монтеверди, Ф. Каваллии др.), П. заложил основы неаполитанской оперной школы; был первым её самобытным представителем, крупнейшим предшественником А. Скарлатти, возглавившего это направление. С равным мастерством воплощал в операх героико-драм. и комич. образы, используя как историч., так и комедийно-бытовые сюжеты (либр. А. Перуччо).

Сочинения: оперы (все пост. в Неаполе) — Кир (1653), Ксеркс (1655), Артемизия (1657), Тезей (1658), Эритрея (1659), Раб своей жены (Il schiavo di sua moglie, комич., 1671), Орфей (1677), Аврелий (1678) и др.; 3 оратории (1664, 1672, 1672), 10 кантат, месса, 4 пассиона, 2-гол. мотеты (1689), псалм.

Литература: Rolland R., L'opera au XVII siиcle en Italie, в кн.: Encyclopйdie de la musique et dictionnaire du conservatoire..., fondateur A. Laviggnac, pt. 1, (V. 1), P., 1913 (рус. пер. — Rоллан Р., Опера в XVIII в. в Италии, Германии; Англии, М., 1931, с. 72-77); Gоldsсhmidt H., F. Provenzale als Dramatiker, "SYMG", 1905/1906, Jahrg. 7; Rannain G., F. Provenzale e la lirica del suo tempo, "RMI", 1925, t. 32; Haas R., Die Musik des Barocks, Potsdam, (1932); Rrоta-Giurlео U., Francesco Provenzale, в сб.: "Archivi d'Italia", Roma, 1958; Mondolfi A. В., Vita e stile di Francesco Provenzale, в сб.: Annuario del conservatorio 1962-63, Napoli, 1963.

Л. Б. Римский.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me