Раупах Г. Ф.

(Raupach) Герман Фридрих (1728, Штральзунд — дек. 1778, Петербург) — нем. композитор и клавесинист. Сын органиста и комп. Кристoфа Р. (1686-1744). В 1755-62 и 1768-78 жил в России, занимал должность клавесиниста придв. оркестра, затем второго капельмейстера при дворе. С 1777 руководил муз. классами Академии художеств. где преподавал композицию, пение и игру на инструментах. В 60-х гг. работал в Париже. Писал преим. театр, музыку. Автор одной из первых опер на рус. Текст — "Альцеста" (либр. А. П. Сумарокова, 1758; неоднократно возобновлялась на сцене до 70-х гг. 18 в.). Большим успехом пользовалась в кон. 18 в. опера Р. "Добрые солдаты" (либр. M. M. Хераскова, 1779, Москва; 1780, Петербург), нек-рые номера из к-рой вошли в быт и воспроизводились в популярных песенниках. Р. написал также (совм. с И. Старцером) оперы-балеты "Сироэ" ("Siroe", на итал. либр. П. Метастазио, 1760), "Прибежище добродетели" (1759) и музыку торжеств. пролога "Новые лавры" (1759, по др. данным, 1764; оба произв. на текст Сумарокова). Во время второго пребывания в России написал музыку балетных сцен для ряда опер др. композиторов (в т.ч. для "Антигоны" Траэтты, 1772) и ученич. спектаклей Академии художеств. Известны также 6 сонат для клавесина и скрипки (изд. 1762 в Париже), темы к-рых были использованы В. А. Моцартом в нескольких его фп. концертах (K.-V., 37, 39, 41).

Литература: Финдейзен Н., Очерки по истории музыки в России с древнейших времён до конца XVIII века, т. 2, М.-Л., 1928-29, с. 236-37; Рабинович А. С., Русская опера до Глинки, (М.), 1948, с. 57-60; Келдыш Ю. В., Русская музыка XVIII века, М., 1965, с. 296-97; Mooser R. A., Annales de la musique et des musiciens en Russie au XVIII-e siиcle, t. 1, Gen., 1948, p. 234-36.

Ю. В. Келдыш.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me