Рейер Л. Э. Э.

Rейe (Reyer, наст. фам. Рей, Rey) Луи Этьенн Эрнест (1 XII 1823, Марсель — 15 I 1909, Лаванду, деп. Вар) — франц. композитор и муз. критик. Чл. Ин-та Франции (1876). В детстве обучался в муз. школе Барсотти в Марселе. С 1840 служил чиновником в Алжире. Продолжал самостоят. муз. занятия, сочинял салонные пьесы (романсы, танцы), написал торжественную мессу (1847, исп. в кафедральном соборе Алжира). С 1848 жил в Париже, изучал теорию музыки под рук. пианистки и комп. Л. Фарран. В 1850 были публично исп. его ориентальная ода-симфония "Селам" (на текст Т. Готье), о к-рой одобрительно отозвался Г. Берлиоз. Среди опер Р. наибольшей известностью пользовалась "Сигурд" (1884), написанная на тот же сюжет, что и "Зигфрид" Вагнера, но независимо от последнего. Оперному стилю Р. присущи черты позднего романтизма. Для его опер характерны сквозное муз. развитие, отказ от замкнутых форм, от деления на номера. Интенсивной была муз.-критич. деятельность Р., продолжавшаяся св. 40 лет (впервые выступил в 1857). Сотрудничал во мн. периодич. изданиях: "La Presse", "La Revue de Paris", "Courrier de Paris", "La Revue franзaise", "La Revue et Gazette musicale", "Gazette du Nord", "Moniteur universel", a также "Le Journal des Dйbats" (в 1866-99, где был преемником Берлиоза). Эрудированный и требовательный критик, Р. активно поддерживал молодых талантливых франц. композиторов (Ж. Бизе, К. Сен-Санса, Ж. Массне, Э. Лало). Был приверженцем и пропагандистом творчества Р. Вагнера во Франции, однако предостерегал франц. композиторов от подражания ему. В Париже были изданы сб-ки его избранных статей "Заметки о музыке" ("Notes de musique", 1875) и "Сорок лет музыки" ("Quarante ans de musique", 1910). С 1866 P. занимал пост библиотекаря "Корол. академии музыки". Р. принадлежат записи песен франц. нар. поэта и композитора-мелодиста П. Дюпона.

Сочинения: оперы — Мастер Вольфрам (Maоtre Wolfram, 1854, "Театр лирик", Париж), Статуя (La statue, 1861, там же), Герострат (1862, Баден-Баден), Сигурд (1884, т-р "Де ла Монне", Брюссель), Саламбо (по роману г. Флобера, 1890, там же) и др.; балет — Шакунтала (по сценарию Т. Готье, 1858, "Корол. академия музыки", Париж); кантаты — Победа (Victoire, 1859), гимн Союз искусств (Lunion des arts, 1862), драм. сцена Магдалина в пустыне (La Madeleine au dйsert, для баса и орк., 1874); фп. пьесы; хоры, романсы; сб. 40 старинных песен (в гармонизации Р.) и др.

Литература: Французская музыка второй половины XIX века, сб. статей под ред. М. С. Друскина, М., 1938, с. 70-74; История европейского искусствознания. Вторая половина XIX века, М., 1966, с. 179-80; Julliеn A., Ernest Reyer, P., 1909; Curzon H. de, Ernest Reyer, sa vie et ses oeuvres, P., 1924.

E. P. Бронфин.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me