Рейха А.

(Reiche, Rejcha) Антонин (Антон Йозеф) (26 II 1770, Прага — 28 V 1836, Париж) — чеш. композитор, муз. теоретик и педагог. Чл. Ин-та Франции (1835). Воспитывался в Валленштейне у дяди — капельмейстера, виолончелиста и комп. Йосефа Р.

Рейха А.

В 1790 флейтист капеллы курфюрста Максимилиана Кёльнского в Бонне, где сблизился с молодым Л. Бетховеном (в 1789 оба посещали ун-т, изучали философию И. Канта), познакомился с инстр. произв. мастеров мангеймской и венской школ, франц. оперой, начал сочинять музыку (в 1787 написал 1-ю симфонию). В 1794-99 преподавал игру на фп. в Гамбурге. Увлекался соч. Ж. Ж. Руссо, написал оперу "Убальд, или Французы в Египте". В 1799 переехал в Париж. Здесь с успехом были исп. его 2 симфонии. 12 фуг для фп. Р. посв. инспекторам Парижской консерватории — "гражданам" Э. Мегюлю, Л. Керубини, Ф. Госсеку, Ж. Ф. Лосюэру, Ж. П. Мартини. В 1802-08 жил в Вене, совершенствовался у И. Гайдна, И. Г. Альбрехтсбергера и А. Сальери, встречался с Бетховеном, много сочинял. В 1808 снова в Париже, где были пост. его комич. оперы "Калиостро" (1810), "Наталья" (1816), "Сафо" (1822). С 1818 профессор Парижской консерватории (класс композиции). Среди его учеников — А. Адан, Г. Берлиоз, Ш. Гуно, С. Франк (у него также занимался Ф. Лист). По направлению творчества Р. близок венским классикам. Осн. значение имеют его произв. для дух. инструментов (особенно квинтеты). Интерес представляют инструктивные соч. Р. (напр., "Искусство варьирования, или 57 вариаций" — "Lart de varier ou 57 variations" для фп.). Автор многочисл. теоретико-педагогич. трудов по вопросам мелодии, гармонии, композиции. Они отличаются систематичностью, по своему направлению близки школе Парижской консерватории.

Сочинения: оперы — Арджена, королева Гренады (Argene regina di Granata, 1805, Вена). Калиостро (1810, Париж), Наталья, или Русская семья (1816, Natalie, ou La famille russe, там же), Сафо (1822, там же) и др.; для орк. — 4 симфонии (1808-11), 6 увертюр (1823-25) и др.; многочисл. камерно-инстр. ансамбли; для фп. — сонаты, фуги, вариации; для скр. — 12 сонат и др.

Литературные сочинения: Йtudes ou thйories pour le pianoforte..., P., 1800; Traitй de mйlodie, abstraction faite de ses rapports avec lharmonie, P., 1814, 1911; Cours de composition musicale, ou traitй complet et raisonnй dharmonie pratique, P., (1818); Traitй de haute composition musicale, v. 1-2, P., 1924-26; Lart du compositeur dramatique, ou cours complet de composition vocale. P., 1833; Zapisky о A. Reichovi, Brno, 1970 (с автобиографией и списком соч.).

Литература: Бэлза И., Очерки развития чешской музыкальной классики, М.-Л., 1951, с. 104-06; Bьcken E., A. Reicha, sein Leben und seine Kompositionen, Mьnch., 1912 (Diss.); его жe, A. Reicha als Theoretiker, "ZfMw", 1919/20, Bd 2; Emmanuel M., A. Reicha, P., 1937; Nedbal M., A. Rejcha jako pedagog a teoretik, Praha, 1952 (Diss.); Blum Кl., Bemerkungen A. Reichas zur Auffьhrungspraxis der Oper, "Mf", 1954, Jahrg. 7, H. 4; Tаrantovб M. J., Reycha a W. A. Mozart, "Zprбvy Bertramky", 1965, No 43; "Hudebni veda", 1970, v. 7, No 4 (номер посв. P.); Vуslоuzil J., A. J. Reycha und die tschechische Musik, "Sbornik pracн filosofickй fakulty brnenskй universitty", 1972, v. 21, No 7.

T. H. Соловьёва.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me