Резвой М. Д.

Резвый Модест Дмитриевич (1807, Петербург — 7 (19) IX 1853, там же) — рус. музыковед, композитор и виолончелист. Чл.-корр. Петерб. АН (1843). Занимался у И. Л. Фукса (гармония), Ф. Кнехта (виолончель). Играл в любительских камерных ансамблях, в оркестре студентов Петерб. ун-та. Инженер по специальности (с 1849 вице-директор Строит. департамента Морского мин-ва), Р. был одним из образованнейших музыкантов своего времени, а также талантливым портретистом- миниатюристом (среди его работ — портрет А. С. Грибоедова, автопортрет; в 1839 Академия художеств избрала его "почётным вольным общником"). Р. — один из создателей рус. муз. лексикографии. При переводе на рус. яз. книги Фукса "Практическое руководство к сочинению музыки" (СПБ, 1830) Р. проделал большую работу по систематизации и унификации отечеств. муз.-теоретич. терминологии, в частности ввёл в муз. практику такие термины, как лад, вводный тон и др. В 1835-37 Р. был гл. редактором муз. отдела "Энциклопедического лексикона" А. Плюшара (т. 1-6). Написанные им для этого издания статьи (в т.ч. "Аккомпаниатор", "Аккорд", "Аппликатура", "Ария", "Бас", "Бемоль", "Бекар", "Ведение голосов") отличались высоким профессионализмом, чёткостью формулировок и явились новым словом в муз. лексикографии. В нач. 40-х гг. по приглашению Отделения рус. языка и словесности Имп. Санкт-Петербургской AHR. принял участие в издании "Словаря церковно-славянского и русского языка" (т. 1-4, СПБ, 1847,1867-68). Р. принадлежат многие статьи, посв. муз. исполнит. иск-ву (писал под псевд. М. Р., М. Д. Р.). В статье "О сущности музыки" ("Отечественные записки", 1839, т. 3, No 5, Художества, с. 29-32) Р. подчёркивает связь композиторского и исполнительского творчества, в нек-рых теоретич. оценках он сближается с В. Г. Белинским. Р. принадлежат также муз. соч.: симфония (её интродукция и allegro исп. 1841), канцонетта (опубл. в "Лирическом альбоме" И. Ф. Ласковского и H. H. Норова, СПБ, 1832), "Duettino" (в Собр. муз. пьес, сост. М. И. Глинкой, т. 3, СПБ, 1839).

Литература: Кремлёв Ю., Русская мысль о музыке. Очерки истории русской музыкальной критики и эстетики в XIX веке, т. 1, 1825-1860, М., 1954; Гинзбург Л., История русского виолончельного искусства, кн. 2, М., 1957.

И. М. Ямпольский.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me