Ритмическое деление

Деление муз. длительности (временнуй доли) на равные части. Осн. видом Р. д. является деление на две части: целой ноты на две половинные, половинной на две четвертные, четвертной на две восьмые и т. д., а также деление трёхдольных длительностей на три части: целой с точкой на три половинные ноты, половинной с точкой на три четвертные, четвертной с точкой на три восьмые и т. д.

Ритмическое деление

Основной вид ритмического деления.

Помимо этого, применяется произвольное (условное) деление осн. длительностей на разл. число равных долей, не отвечающее господствующему в данном произв. принципу метрич. деления; т. о., возникают дуоль, триоль, квартоль, квинтоль, секстоль, септоль, октоль, нонемоль, децимоль, а также группы с бульшим числом дробных длительностей, не имеющие спец. названий. В произвольном Р. д. дробные длительности короче соответствующих им длительностей при чётном делении.

Примеры произвольного ритмического деления.

Ритмическое деление. Рис. 1

Ф. Шуберт. Серенада.

Ритмическое деление. Рис. 2

П. И. Чайковский. "То было раннею весной". Романс.

Ритмическое деление. Рис. 3

П. И. Чайковский. "Спящая красавица".

Ритмическое деление. Рис. 4

А. Н. Верстовский. Отрывок из оперы "Вадим".

Ритмическое деление. Рис. 5

Н. А. Римски й-Корсаков. "Садко", 2-я картина.

Например, триоль из восьмых нот по временнуй протяжённости равна двум восьмым основного деления, или одной четверти; квинтоль из шестнадцатых — четырём шестнадцатым основного деления, или одной четверти. В произвольном Р. д. трёхдольных длительностей дробные доли в некоторых случаях длиннее основных долей, например: две дуольные восьмые равны трём восьмым основного деления и т. п. (см. примеры). В ритмические группы произвольного деления могут входить паузы, равные по длительности замещаемым ими дробным долям, напр.:

Ритмическое деление. Рис. 6

и т. п.

В. А. Вахромеев.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Ритмическое деление — Деление музыкальной длительности (временной доли) на равные части. В основе Р. д. — деление на две части: целой ноты на две половинные, половинной на две четвертные, четвертной на две восьмые и т. Большая советская энциклопедия