Шайбе И. А.

(Scheibe) Иоганн Адольф (крещён 5 V 1708, Лейпциг — 22 IV 1776, Копенгаген) — нем. муз. теоретик и композитор. Сын Иоганна Изидора Ш. (1680-1748) — известного органного мастера. Спец. муз. образования не получил. С 1725 учился на юридич. ф-те Лейпцигского ун-та, где сблизился с лит. критиком И. К. Готшедом и испытал влияние его эстетич. идей. В 1729 не выдержал конкурса на место органиста церкви Томаскирхе и покинул Лейпциг. Долгое время скитался в поисках постоянной службы, в 1736 поселился в Гамбурге, в 1737-40 издавал здесь еженедельный журнал "Der critische Musikus", где в форме "писем друга" помещал свои статьи о творчестве совр. нем. музыкантов, в частности принёсшие ему скандальную известность резко критич. отзывы о музыке И. С. Баха (в 1745 Ш. выпустил собрание всех своих статей этого журнала, дополненное новыми материалами и комментариями). За годы существования журнала Ш. стал влиятельным муз. критиком. В 1739 он получил место капельмейстера маркграфа Кульмбахского, с 1744 служил корол. капельмейстером в Копенгагене (в 1748 ушёл на пенсию). В 1749 открыл муз. школу в Зондербурге. Впоследствии вернулся в Копенгаген, где до 1769 был придв. композитором.

Ш. принадлежит к плеяде муз. критиков 18 в., ещё в середине столетия подготавливавших почву эстетич. принципам классицизма. В его воззрениях на муз. иск-во много общего с идеями франц. просветителей, со взглядами Г. Э. Лессинга. Особенно ценны суждения Ш. об опере, будущее к-рой он видел в достижении полного единства музыки и поэтич. слова, в создании муз. драмы. Эти идеи Ш. оказали известное влияние на К. В. Глюка. Однако определённая узость воззрений помешала Ш. оценить гений И. С. Баха. Полемика Ш. с лейпцигским доцентом риторики И. А. Бирнбаумом, длившаяся с 1737 по 1739, — интересный документ, позволяющий судить об отношении современников к творчеству Баха (полностью помещена в журн. "Der critische Musikus", Tl 6, 1745). Ш. — автор многочисл. муз. соч., в их числе — опера, кантаты, оратории (в т. ч. "Воскресение" ("Die Auferstehung") и "Вознесение" ("Die Himmelfahrt")), ок. 70 симфоний, более 30 скр. концертов, более 150 концертов для флейты, сонаты, фп. трио; писал церк. музыку (ок. 200 произв.), песни. Б. ч. соч. Ш. осталась в рукописи.

Сочинения: Compendium musices theoretico-practicum (рукопись, 1730; хранится в городской музыкальной библиотеке в Лейпциге); Von den musikalischen Intervallen und Geschlechtern, Hamb., 1739; Thusnelda, (Singspiel — Text). Mit einem Vorbericht von der Mцglichkeit und Beschaffenheit guter Singspiele, Lpz. — Cph., 1749; Abhandlung vom Ursprunge und Alter der Musik, insonderheit der Vokalmusik, Altona — Flensburg, 1754; Abhandlung ьber das Rezitativ, "Critische Musikus", (1764), No 97-117; Die Theorie der Melodie und Harmonie, Bd 1, Lpz., 1773.

Литература: Spitta Ph., J. S. Bach, Bd 2, Lpz., 1880, 1964; Ravn C. V., Gluck og Scheibe, "Nationaltidende", Kbh., 8 Jan. 1883; Schweitzer A., Johann Sebastian Bach, Lpz., 1908, Wiesbaden, 1972 (рус. пер. — Иоганн Себастьян Бах, М., 1965); Rosenkaimer E., J. A. Scheibe als Verfasser der Critischen Musikus, Bonn, 1923 (Diss.); Storch K. A., J. A. Scheibes Anschauungen von der musikalischen Historie, Wissenschaft und Kunst, Lpz., 1923 (Diss.); Eggebrecht H. H., Scheibe gegen Bach im Notenbeispiel, "Das Musikleben", 1952, Bd 5; Вenarу Р., J. A. Scheibes Compendium Musicus, "Mf", 1957, Jahrg. 10; Neumann Fr. H., Die Дsthetik des Rezitativs. Zur Theorie des Rezitativs im 17. und 18. Jahrhundert, в сб.: Sammlung musikwissenschaftlicher Abhandlungen, Bd 41, Stras. — Baden-Baden, 1962; Birke J., Chr. Wolffs Metaphysik und die zeitgenцssische Literatur- und Musiktheorie. Gottsched, Scheibe, Mizler, В., 1966; Keller H., J. A.Scheibe und J. S. Bach. Ein Beitrag zur Ornamentik im "Wohltemperierten Klavier", "Musik und Verlag", Festschrift fьr K. Vцtterle, Kassel, 1968.

В. П. Павлинова.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me