Шеринг А.

(Schering) Арнольд (2 IV 1877, Бреслау, ныне Вроцлав, Польша — 7 III 1941, Берлин) — нем. музыковед. Учился в Дрездене, брал уроки игры на скрипке у Т. Блумнера, затем у X. Петри; с 1896 учился у Й. Иоахима в Берлине. Гастролировал как скрипач вместе с пианистом Б. Хинце-Райнхольдом. С 1898 изучал в Берлинском ун-те музыковедение у О. Флейшера и К. Штумпфа, историю лит-ры у Э. Шмидта, философию у В. Дильтея, Ф. Паульсена, Г. Зиммеля. Затем изучал музыковедение у А. Зандбергера и Т. Липса в Мюнхене, у Г. Кречмара в Лейпциге. В 1902 защитил диссертацию на тему "История инструментального (скрипичного) концерта до А. Вивальди". Выступал как муз. критик в периодич. изданиях "Neue Zeitschrift fьr Musik" (в 1903-05 редактор), "Leipziger neuesten Nachrichten", "Signale fьr die musikalische Welt". В 1904-39 редактор ежегодника "Bach-Jahrbuch". Преподавал историю музыки, с 1907 доцент Лейпцигского ун-та, с 1915 профессор Лейпцигской консерватории, с 1928 — Берлинского ун-та.

Ш. — один из крупнейших нем. музыковедов 20 в. Занимался проблемами истории музыки и муз. эстетики. Находился под сильным влиянием идеалистич. философии. Большой резонанс получила мысль Ш. о взаимодействии музыки прошлого и настоящего. Внёс значит. вклад в изучение истории жанров оратории и инстр. концерта. Значит. место в наследии Ш. занимают исследования старинной музыки, муз. культуры эпохи барокко. Огромную роль Ш. сыграл в создании совр. бахианы, написав ряд капитальных исследований о творчестве композитора. Изучал также проблемы муз. риторики. Автор муз. произв. Редактор мн. книжных и нотных изданий; им впервые опубликовано соч. Г. Шюца "Histoire von der Geburt Jesu Christi" (Gesamtausgabe, Bd 17, Lpz., 1909), а также неск. томов из серии "Памятники немецкого музыкального искусства" ("Denkmдler Deutscher Tonkunst"): Bd 20 (J. A. Hasse, Lpz., 1905), Bd 29/30 (Instrumentalkonzerte, Lpz., 1907), Bd 58/59 (Knьpfer, Schelle, Kuhnau, Lpz., 1913), Bd 63 (Pezel, Lpz., 1928). К 60-летию Ш. выпущен юбилейный сб. "Festschrift A. Schering. Zum 60. Geburtstag" (hrsg. von Scheider M., Frotscher G., Osthoff H., Serauky W., Adrio A., В., 1937).

Сочинения: Bachs Textbehandlung, Lpz., 1900; Zur Bach-Forschung (I-II), "SIMG", 1903, Jahrg. 4, H. 2; Geschichte des Instrumentalkonzerts, Lpz., 1905, Hьdesheim — Wiesbaden, 1965; G. Mahler als Liederkomponist, "NZfM", 1905, Jahrg. 72; Neue Beitrдge zur Geschichte des italienischen Oratoriums im 17. Jahrhundert, "SIMG", 1906, Jahrg. 8, H. 1; Die Musikдsthetik der deutschen Aufklдrung, "SIMG", 1906/07, Jahrg. 8; Zur Geschichte der Solosonate in der ersten Hдlfte des 17. Jahrhunderts, в сб.: Festschrift H. Riemann, Lpz., 1909; Zur Musikдsthetik Kants, "ZIMG", 1910, Jahrg. 11, H. 6; Das kolorierte Orgelmadrigal des Trecento, "SIMG", 1910/1911, Jahrg. 13, H. 1; Geschichte des Oratoriums, Lpz., 1911, то же, Lpz., 1966; Musikalische Bildung und Erziehung zum musikalischen Hцren, Lpz., 1911, 1924; Die niederlдndische Orgelmesse im Zeitalter des Josquin, Lpz., 1912, Amsterdam und Wiesbaden, 1971; Ьber die Kirchenkantaten vorbachischer Thomaskantoren, "Bach-Jahrbuch", 1912, Jahrg. 9; Studien zur Musikgeschichte der Frьhrenaissance, Lpz., 1914; Tabellen zur Musikgeschichte, Lpz., 1914, Wiesbaden, 1962; Aus den Jugendjahren der musikalischen Neuromantik, "JbP", 1917, Jahrg. 24; Zu G. Reiches Leben und Kunst, "Bach-Jahrbuch", 1918, Jahrg. 15; Die Besetzung Bachscher Chцre, "Bach-Jahrbuch", 1920, Jahrg. 17; Ьber Bachs Parodieverfahren, "Bach-Jahrbuch", 1921, Jahrg. 18; Das Problem einer Philosophie der Musikgeschichte, в сб.: KongreЯ-Bericht, Basel, 1924; Musikgeschichte Leipzigs, Bd 2 (1650-1723), Lpz., 1926; G. Fr. Hдndel, в сб.: Mitteldeutsche Lebensbilder, Bd 3, Magdeburg, 1928; Musikalische Analyse und Wertidee, "JbP", 1930, Jahrg. 36; Geschichte der Musik in Beispielen, Lpz., 1931, 1954; Kьnstler, Kenner und Liebhaber der Musik im Zeitalter Haydns und Goethes, "JbP", 1932, Jahrg. 38; J. Brahms und seine Stellung in der Musikgeschichte des 19. Jahrhunderts, там же, 1933, Jahrg. 39; Die Welt Hдndeis, "Hдndel-Jahrbuch", 1933, Jahrg. 5; Beethoven in neuer Deutung, Lpz., 1934; Ьber den Begriff des Monumentalen in der Musik, "JbP", 1934, Jahrg. 41; Zur Sinndeutung der 4. und 5. Symphonie von Beethoven, "ZfMw", 1934, Jahrg. 16, H. 2; Beethoven und die Dichtung, В., 1936, Hildesheim, 1973; Kritik des romantischen Musikbegriffs, "JbP", 1938, Jahrg. 44; Fr. Schuberts Symphonie in h-moil und ihr Geheimnis, Wьrzburg, 1938; Zur Erkenntnis Beethovens, Wьrzburg, 1938; Bemerkungen zu J. Haydns Programmsinfonien, "JbP", 1940, Jahrg. 46; Das Symbol in der Musik, Lpz., 1941; Ьber Kantaten J. S. Bachs (mit einem Vorwort hrsg. von Fr. Blume), Lpz., 1942, 1950; Humor, Heldentum, Tragik bei Beethoven (mit einem Vorwort von H. Osthoff), Stras.-Kehl, 1955; сб. статей: Vom Wesen der Musik (hrsg. von К. М. Komma), Stuttg., 1974, и др.

Литература: Gurlitt W., A. Schering, "Musik und Kirche", 1941, Jahrg. 13; его же, Nachwort, в кн.: Schering A., Das Symbol in der Musik, Lpz., 1941; Osthoff H., A.Schering, "AfMw", 1941, Jahrg. 6, H. 2.

М. H. Лобанова.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me