Шевчик О.

(Sevcнk) Отакар (22 III 1852, Гораждёвице — 18 I 1934, Писек) — чеш. скрипач и педагог. В детстве учился у отца (с 6 лет игре на фп., с 7 лет — на скрипке). Впервые выступил публично как скрипач в 9-летнем возрасте. Совершенствовался у В. Бауэра в Праге. В 1870 окончил Пражскую консерваторию по классу скрипки у А. Бенневица. В 1870-73 концертмейстер оркестра "Моцартеума" в Зальцбурге, где также преподавал и играл в квартете; после выступления в Зальцбурге с сольным концертом гастролировал в городах Австрии и Германии (исполнял виртуозные произв. Н. Паганини, А. Вьётана, Г. В. Эрнста). Возвратившись в Прагу (ок. 1873), играл нек-рое время в разл. театр. оркестрах, гастролировал в Лейпциге, Дрездене и Берлине. В 1874-92 жил в России; был концертмейстером оперного т-ра и преподавал в муз. уч-ще в Харькове, в 1875-92 — в уч-ще Киевского отделения РМО. Выступал как солист и ансамблист в Киеве (в сонатных вечерах с пианистом В. В. Пухальским), Москве и Петербурге (1878); играл в квартете при участии Э. Изаи во время его гастролей по городам России (1883). В 1892-1906 был профессором Пражской консерватории, в 1909-18 — классов высшего мастерства венской Академии музыки и сценич. иск-ва, в 1919-1921 — Школы мастерства при Пражской консерватории. Преподавал в 1921-23 и 1931-32 в разл. муз.-уч. заведениях Итаки, Чикаго, Нью-Йорка, Бостона (США), в 1929-30 — в Зальцбурге, в 1933 — в Лондоне. Почти за 60-летнюю педагогич. деятельность Ш. воспитал ок. 1200 скрипачей, среди них — Я. Кубелик, Я. Коциан, Э. Морини, В. Шнейдерхан, С. Фёйерман, Ш. Сухи, В. Талих и Ф. Ступка, скрипачи из России — Е. А. Цимбалист, М. И. Пресс, К. С. Сараджев (также дирижёр), Я. И. Рабинович. Свой педагогич. опыт Ш. обобщил в ряде инструктивно-методич. работ; он автор 25 пособий и сб-ков упражнений, в т. ч. "Школы скрипичной техники", "Школы смычковой техники" и др. (многие остались в рукописи), а также анализов отд. тактов и отрывков из скр. концертов Г. Венявского (1929), И. Брамса (1931), П. И. Чайковского (1931), Н. Паганини (1932). Ш. принадлежат обработки для скрипки с фп. чеш. танцев и напевов ("Bцhmische Tдnze und Weisen fьr Violine und Klavier", 1898-1903). Под ред. Ш. изданы этюды-каприсы Р. Крейцера (1933, с аналитич. очерками). Среди его оригинальных соч. — "Сорок лёгких вариаций для скрипки" ("Quarante variations faciles pour le violon", 1895).

Сочинения (инструктивные): Schule der Violintechnik, Tl 1-4, Lpz., 1883; Lagenwechsel- und Tonleiter-Vorstudien fьr Violine, Lpz., 1895; Triller-Vorstudien und Ausbildung des Finger-Anschlages fьr Violine, Lpz., 1901; Doppelgriff-Vorstudien in Terzen, Sexten, Oktaven und Dezimen fьr Violine, Lpz., 1901; Schule der Bogentechnik (содержит 4000 упражнений), H. 1-6, Lpz., 1903; Violinschule fьr Anfдnger, Lpz., 1904-08; School of intonation, N. Y., 1922; Violinschule fьr Anfдnger (Halbtonsystem), Lpz., 1929 и др.; Skola houslovйho prednesu na podklade melodickйm, Praha, 1929-32 (45 тетрадей).

Литература: Vymetal J., Otakar Sevcнk a Jeho houslova metoda, Praha, 1904; Stoeving P., A key to Sevcнk's works, L., 1914; Bastar J., Otakar Sevcнk, Praha, 1934; Nopp V., O. Sevcнk, Brno, 1948; Косian J., Aufsatzsammlung "Otakar Sevcнk", hrsg. von J. Dostбl, Prag, 1953; Kubбt N., Otakar Sevcнk, Praha, 1956; Samajevovб К., Kyjevskй ob dobн О. Sevcнkа, "HR", 1973, roc. 26, No 12.

В. Ю. Григорьев.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me