Шимановская А.

(Szymanowska; урожд. — Bоловская, Wolowska) Мария Агата (14 XII 1789, Варшава — 25 VII 1831, Петербург) — польск. пианистка, композитор и фп. педагог. Игре на фп. училась у А. Лисовского и Т. Гремма; по муз.-теоретич. предметам занималась, предположительно, у Ю. Эльснера и Ф. Лесселя (ученика Й. Гайдна) в Варшаве. Начала концертировать в 1810 в Париже. В том же году вышла замуж за Ю. Шимановского. В 1816 изданы её первые соч. — 3 из 5 "Исторических напевов" ("Spiewy historyczne") для голоса с фп. В 1815 возобновила конц. деятельность, выступала с большим успехом в городах Польши, Лондоне (1818, 1824, 1826), Берлине (1820, 1823), Петербурге (1822, удостоена звания придворной пианистки; трижды в 1827), Киеве, Кременце, Львове и Познани (1823), в городах Германии и Италии (1823, 1824, 1825), в Париже (1824, 1825, 1826) и др. С 1828 до конца жизни Ш. много концертировала в Петербурге, преподавала там игру на фп. и писала музыку; в её петерб. доме бывали А. С. Пушкин, А. Мицкевич (позднее женился на её дочери) и др. известные рус. и польск. деятели культуры. Игра Ш. отличалась большой выразительностью и виртуозным блеском, мягкой кантиленностью звучания (её называли "Филдом в юбке"). Ей посвятили свои соч. Дж. Филд, Л. Керубини, И. Н. Гуммель, а также А. Мицкевич и И. В. Гёте (поэма "Пробуждение" — часть "Трилогии страсти", 1823).

Ш. сыграла видную роль в формировании нац. стиля польск. музыки дошопеновского периода. В композиторском творчестве она опиралась на интонационно-ритмич. особенности польск. нар. танцев и песен, сочетая фольклорную основу с классич. традициями зап.-европ. музыки. Ей принадлежит ок. 100 инстр. и ок. 20 вок. произв. Песню Ш. "Вилия" (на текст из поэмы "Конрад Валленрод" Мицкевича) высоко ценил М. И. Глинка, к-рый опубликовал её в "Лирическом альбоме" (1829). Завоевали известность гл. обр. фп. пьесы Ш., написанные в духе раннеромантич. "блестящего" пианизма. Фп. соч. Ш. (прелюдии, этюды, мазурки, полонезы, ноктюрны, вариации, фантазии) способствовали формированию жанров польск. фп. миниатюры (ноктюрны), получившей позднее высокое развитие в шопеновском творчестве. Внесла большой вклад и в развитие нац. вок. музыки — автор ряда песен на слова франц. и польск. поэтов (особенно на сл. Мицкевича; песня "Alpuharo" — предшественник польск. романтич. баллады).

Сочинения (даты написания неизвестны): камерно-инстр. ансамбли — фанфары для 2 валторн (или труб), дивертисмент для фп. и скр., серенада для фп. и влч., тема с вариациями для флейты или скр. с фп. и др.; для фп. — 28 танцев, 20 прелюдий и этюдов, а также 24 мазурки (изд. в Москве, 1956), полонезы, 6 маршей, 2 ноктюрна (изд. в Москве в 1962), в т. ч. Журчание (Le Murmure), вариации; для голоса с фп. — 5 историч. песен на сл. Ю. У. Немцевича (1816), баллада Свитезяика, а также 3 песни на тексты "Конрада Валленрода" Мицкевича (1828).

Литература: Бэлза И., Мария Шимановская, М., 1956; Карасиньская И., Дневник Елены Шимановской, в сб.: Русско-польские музыкальные связи. Статьи и материалы, под ред. И. Ф. Бэлзы, М., 1963; Бэлза И., Вторая тетрадь дневника Елены Шимановской, в сб.: Славянский архив, М., 1963; Grochowski W., Maria z Wolowskich Szymanowska, "Tygodnik ilustrowany", 1872, No 250; Goethe und Maria Szymanowska, "Neue Musik-Zeitung", 1889, No 19; Reiss J., Maria z Wolowskich Szymanowska i Jej tryumfy w Europie, "Wiedza i zycie", Warsz., 1950, r. 19, No 3; Strumillo T., Zrуdla i poczatki romantyzmu w muzyce polskiej, (Kr., 1956), s. 158-161; Iwanejko M., Maria Szymanowska, (Kr., 1959); Syga T. A., Szenic S., Maria Szymanowska i Jej czasy, (Warsz.), 1960.

О. В. Левтонова.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me