Швейцарская музыка

Складывалась в результате взаимодействия разл. нац. традиций, к-рые восходят к древним культурам племён, населявших территорию страны, — во 2 в. до н. э. гельветов (кельтское племя) и ретов (ретийское племя), позднее (5-6 вв.) — алеманов и бургундов. В процессе эволюции выявлялись черты нац. своеобразия Ш. м., проявлявшиеся и в нар. муз. иск-ве (гл. обр. специфич. жанр альпийских горцев йодль), и в композиторском творчестве. В песенном фольклоре выделяются сложившиеся в 13-16 вв. в разных р-нах Швейцарии патриотич., гл. обр. антифеодальные, песни, в нар. инстр. музыке пастушьи наигрыши. Среди инструментов — альпийский рожок, т. н. швейц. свистулька (Schweizerpfeife). Проф. Ш. м. зародилась ок. 10 в. и была связана с литургич. муз. жанрами, к-рые, как и муз. теория, развивались в швейц. монастырях, гл. обр. в Санкт-Галленском (осн. в 7 в.). Этот монастырь был крупным муз. центром ср.-век. Европы. Здесь во 2-й пол. 9 — нач. 10 вв. работали видные теоретики и композиторы, в т. ч. Ноткер Заика (также поэт, историк, богослов), автор трактатов "О 8 тонах", "О 8 ладах", "О тетрахорде", "Послания о музыке" и др. Ноткер ввёл муз. форму секвенций, типичную для вост. богослужения, в практику зап. церкви; среди др. муз. теоретиков — Тутило, автор троп, в т. ч. известного "Hodie cantandus est", a также монах Ноткер Губастый и Экхарт IV.

Носителями ср.-век. светского муз. иск-ва были нем. миннезингеры. Во 2-й пол. 13-14 вв. получили известность гор. песни Б. Штайнмара, Й. Хадлауба, графа В. фон Хомберга, У. фон Зингенберга. Были популярны духовные песни священника X. фон Лауфенберга (1-я пол. 15 в.), он делал также нем. подтекстовки к псалмам, обычно исполнявшимся на лат. языке. В Швейцарию проникало и иск-во франц. трубадуров.

Вместе с укреплением и демократизацией гос-ва в 14 в. развивалась нац. муз. культура. В 15 в. соч. швейц. композиторов начали издаваться в Копенгагене, Вене и др. городах зап.-европ. стран. В эпоху Реформации стало развиваться нотопечатание; в типографиях М. Апиариуса в Берне и в др. печатались муз. сочинения швейц. композиторов 16 в. и труды муз. теоретиков. На дальнейшее развитие Ш. м. оказало влияние распространение идей гуманизма, связанное с пребыванием в Базеле Эразма Роттердамского. Среди музыкантов- учёных 1-й пол. 16 в. — муз. теоретик и комп. X. Коттер (родом из Эльзаса; служил органистом во Фрибуре, затем учителем в Берне), автор орг. произв. (в табулатурных записях), и Глареан, выдающийся муз. теоретик, к-рому принадлежит знаменитый муз. трактат "Додекахордон" ("Двенадцатиструнник", 1547); Глареан расширил ладовую систему (присоединил к уже известным тогда 8 ср.-век. церк. ладам 4 новых). Широкую известность получили многоголосные мотеты и песни Л. Зенфля (их, в частности, высоко ценил М. Лютер) — ученика X. Изака. Зенфль стал его преемником в качестве придв. музыканта при дворе императора Максимилиана в Вене, работал также в Мюнхене. Среди других композиторов 16 в. — кантор из Берна И. Ванненмахер, Л. Буржуа — сподвижник Кальвина (жил в Женеве), один из составителей т. н. Женевского псалтыря, мастер полифонич. письма (мессы, мотеты), Г. Майер — органист из Базеля, автор мотетов и светских песен, к-рые позднее бытовали как народные. Упадок муз. иск-ва, вызванный гонениями на инстр. музыку в эпоху Реформации со стороны радикальных кальвинистов, продолжался до нач. 17 в., поэтому Швейцария оказалась в стороне от тех преобразований, к-рые начались в муз. иск-ве Италии, затем в др. зап.-европ. странах на рубеже 16-17 вв. (переход от полифонии к гомофонии в новых видах муз. иск-ва — опере, оратории, кантате, сольной песне с аккомпанементом, появление камерных жанров, скр. и ансамблево-орк. музыки, возникновение concerto grosso и др.). Первые соч. с basso continuo (произв. И. Бенна) появились лишь в 1628.

В 17 в. получила развитие гор. муз. культура; первые швейц. объединения исполнителей, т. н. коллегиум музикум, возникли в Цюрихе (1613) и Винтертуре (1629). Наиболее известные композиторы 2-й пол. 17 в. — И. У. Зульцбергер и В. Молитор, авторы светских и культовых многогол. сочинений.

В 18 в. стали развиваться и светские жанры инстр. музыки. В нач. 18 в. приобрели известность увертюры и трио-сонаты Г. Альбикастро-Вайсенбурга (8 сб-ков его произв. для скрипки и струн. ансамбля в 1700-06 изданы в Германии и Нидерландах). Среди композиторов 18 — нач. 19 вв. — кантор из Цюриха И. К. Баховен (духовные кантаты и многогол. протестантские песнопения, пьесы для органа), органист из Люцерна Й. Майер фон Шауэнзе (оперы-буффа, пост. в Люцерне, зингшпили, церк. хор. соч.), педагог из Цюриха Й. Г. Эгли (духовные песни и фп. пьесы).

Первые оперы (нем. и итал.) пост. в Цюрихе в 1788; музыкально-сценические произведения Г. Гёца и др. швейцарских композиторов ставились с 1820 в Цюрихе (с 1834 шли регулярно), с 1834 — в Муниципальном т-ре в Базеле. Лишь в кон. 18 в., под влиянием идей крупнейших просветителей — Ж. Ж. Руссо и И. Г. Песталоцци, началось широкое развитие Ш. м. Это проявилось в т. н. хор. движении, носившем демократич. характер, — к хор. пению и обучению нотной грамоте привлекались широкие слои населения; культивировалась нар. музыка (делались хор. обработки нар. мелодий). С хор. движением связано интенсивное развитие муз. педагогики, основанной на идеях Песталоцци. Среди муз. деятелей — X. Г. Негели, педагог, композитор, основатель певч. ин-та в Цюрихе и "Певч. ферайна Цюриха" (существует ныне под назв. Муж. хор Цюриха), муз. изд-ва (ныне "Изд-во Хуг"); им опубликованы "Хорошо темперированный клавир" И. С. Баха (одно из самых ранних изд.) и др. образцы классики. Негели — автор инструктивных работ "Обучение пению на основе принципов Песталоцци", "Лекции о музыке, рассчитанные на дилетантов", "Музыкальные таблицы для обучения пению в школах" и др. В числе его современников — пианист и комп. Ф. К. Шнидер фон Вартензе (автор оперы, симфоний, оратории, мн. хор. песен; кн. "Система ритмики") и комп. Ф. Т. Фрёлих (культовые и светские хор. соч., св. 150 песен), В. Баумгартнер (друг Р. Вагнера) — пианист, муз. директор Цюрихского ун-та и композитор (песни, хоры), музыковеды М. Люсси (теория ритма, учение об акцентуации) и А. Дешевран (исследователь григорианского пения). Мн. швейц. музыканты-романтики были тесно связаны с крупнейшими европ. композиторами, пианистами и приобщили страну к передовым достижениям эпохи. Ш. С. Бови-Лисберг (пианист, профессор Женевской консерватории) был учеником Ф. Шопена; Г. Вебер (композитор, дирижёр, пианист, органист, профессор Цюрихской консерватории) учился у К. Таузига.

Благодаря особенностям историч. развития Швейцарии (адм. самостоятельность разл. кантонов) муз. жизнь в 19 в. получила почти одинаковое развитие во всех городах страны; ни один из них не выдвигался в качестве гл. муз. центра. Даже в небольших городах возникали многочисл. проф. и любительские хор. коллективы, симф. оркестры (крупнейший — Цюрихский, с 1862), консерватории. Цюрих, Базель, Берн, Люцерн (нем. кантоны) были тесно связаны с муз. культурой Германии, где учились и работали мн. швейц. музыканты, в т. ч. И. Рафф; с др. стороны, в Ш. м. внесли вклад нем. композиторы Ф. Абт, Т. Кирхнер, Г. Гёц и др. Нем. влияние сказалось на творчестве ряда швейц. музыкантов 2-й пол. 19 в., в т. ч. на развитии оперных и симф. жанров. Особое значение имела деятельность Р. Вагнера, к-рый участвовал в качестве дирижёра в спектаклях, поставленных в Цюрихе (1850, 1851; сам осуществил пост. "Летучего голландца" в Цюрихском т-ре, 1852, затем в Лозанне и Женеве); в сер. 19 в. оперы Вагнера составляли основу репертуара Цюрихского т-ра. Крупнейшие швейц. композиторы последней трети 19 — нач. 20 вв. — Э. Ф. Хегар и X. Хубер. Хегар сыграл большую роль в развитии Ш. м. как скрипач, дирижёр (рук. хора и оркестра оперного т-ра, мн. хоров в Цюрихе), композитор (орк. и хор. соч.), педагог и муз.-обществ. деятель; основал смешанный хор (1864), муз. школу (1876, с 1907 — консерватория; её руководитель до 1914). Хубер — директор Базельской консерватории, автор 5 опер, 8 программных симфоний и др. орк. и фп. соч. (в духе Ф. Листа). Утверждение швейц. композиторской школы вызвало необходимость организации в 1900 Союза швейцарских музыкантов (в Цюрихе).

В 1861 основан 1-й швейц. муз. журн. "Schweizerisches Sдngerblatt" (издавался в Берне до 1878), в 1879 — "Schweizerische Musikzeitung und Sдngerblatt" (изд. до 1936; с 1937 выходит под назв. "Schweizerische Musikzeitung").

Среди представителей Ш. м. кон. 19 — 1-й пол. 20 вв.- О. Барблан (патриотич. песни, камерно-инстр. соч.), ученик А. Брукнера, Ф. Клозе (муз. драма "Ильзебилль", оратория "Солнечный дух"), И. Лаубер.

В нач. 20 в. обозначилась дифференциация приверженцев нем. и франц. муз. культур. Последователем поздних нем. романтиков был О. Шёк, известный песнями в духе Р. Шумана и X. Вольфа; он также автор ряда опер, сочинений разл. инстр. жанров и хор. музыки. В числе др. композиторов т. н. нем. Швейцарии (Цюрих, Базель, Берн) — дирижёр и педагог Г. Зутер (оратории, симфонии, камерно-инстр., вок. соч.), Ф. Андре (2 оперы, инстр. и хор. соч.), а также В. Курвуазье, Г. Песталоцци, Ф. Врун, К. Бек, Г. Хиллер, В. Фогель, А. Мёттингер, Т. Кельтерборн, В. Буркхард, Т. Зутер, Ж. Вильдбергер.

К традициям франц. музыки близко творчество знаменитого педагога и комп. Э. Жак-Далькроза, создателя системы муз.-ритмич. воспитания, основанной на связи музыки с движением (им создан спец. "Ин-т Жак-Далькроз" в Женеве), к-рая получила в 1920-е гг. большое распространение в странах Европы и в США; он также автор мн. муз.-теоретич. работ и муз. произв. Среди др. композиторов т. н. франц. Швейцарии (Женева, Лозанна) — Г. Доре (оперы, хоры, песни, инстр. музыка), А. Ганьебен, органист, педагог, директор (с 1926) Женевской консерватории, а также Ф. Мартен, Ж. Ф. Цбинден (президент Швейц. союза музыкантов), А. Ф. Марескотти, Т. Вуатас, дирижёр Э. Ансерме. Уроженцем Женевы был Э. Блох; живя в США (с 1917) и связав свою деятельность с амер. муз. культурой, разрабатывал евр. тематику; швейц. период его творчества (более 10 лет) отмечен интенсивными поисками средств муз. выражения. С ретороманской Швейцарией (Граубюнден) связана деятельность Р. д'Алессандро; с итал. Швейцарией (Тессин) — О. Нуссио, К. Ф. Семини, Г. Жиюфре. Швейцарцем по происхождению был A. Онеггер. Начало 20 в. — период расцвета швейц. музыковедения. В числе швейцарских музыковедов — Р. А. Мозер, К. Неф, Э. Бернулли, Э. Ислер, Ж. Хандшин, Ж. Обер; наряду с ними в Швейцарии работали крупные австр. и нем. муз. теоретики Э. Курт, П. Вагнер, К. Г. Феллерер и др. Отличит. черта Ш. м. 20-30-х гг. — взаимопроникновение нем. и франц. влияний; в ряде произв. претворены традиции позднего нем. романтизма и франц. импрессионизма.

Этот синтез типичен для Ф. Мартена, получившего междунар. известность (оперы, оратории, многочисл. симф., камерно-инстр. и вок. произв.). Среди др. композиторов — выдающийся педагог В. Буркхард (опера "Чёрный паук", оратории, инстр. и вок. соч.), К. Бек (симфонии, концерты, камерно-инстр. соч., хоры), О. Нуссио (ученик О. Респиги), в сочинениях к-рого ощутимо влияние итал. музыки, П. Мюллер, Р. Обусье, B. Грезер, К. Регамей, Э. Стемпфли. Под влиянием додекафониста В. Фогеля (уроженец Москвы; ранние соч. — в духе А. Н. Скрябина, соч. 30-х гг. — антифашистские массовые песни), эмигрировавшего в 1933 из Германии в Швейцарию, к серийной технике обратились Р. Либерман (оперы "Леонора 40/45", 1952; "Школа жён", 1955; концерт для джаз-бэнда и оркестра, 1954) и Г. Зутермейстер (оперы "Волшебный остров", 1942; "Раскольников", 1948; инстр. концерты, хор. соч.). Среди их современников — А. Эшбахер, Р. Висмер. В кон. 1940-х гг. возник интерес к джазовой музыке. В числе музыковедов 30-40-х гг. — В. Шу, В. Мериан, М. Фер, А. Э. Шербюлье.

Композиторы 50-60-х гг., сочетающие традиц. формы и технику с поисками новых выразит. средств, в т. ч. с приёмами авангардизма, — А. Шиблер (оперы, 3 симфонии, инстр. концерты, камерно-инстр. ансамбли разл. составов), Р. Штурценэггер (камерно-инстр. соч., хоры), Ж. Вильдбергер (телевизионный балет "День", кантаты, орк. и камерно-инстр. соч.), К. Хубер, Дж. Дж. Энглерт и Р. Кельтерборн (оперы, оратория "Потоп", симфонии, камерно-инстр. ансамбли).

В Ш. м. 1960-х — нач. 70-х гг. заметно сказалось влияние К. Штокхаузена, П. Булеза и др. лидеров совр. авангардизма; многие из швейц. композиторов проходили подготовку на курсах совр. музыки и семинарах в Донауэшингене и Танглвуде. Наряду с произв. X. Холлигера, опирающегося на старые традиции, исполняются т. н. экспериментальные соч. Ю. Виттенбаха, П. Марьетана, Х. У. Лемана, У. П. Шнайдера, Р. Мозера.

Муз. жизнь страны (начиная с 1910-х гг.) отличалась высоким уровнем, что в значит. степени связано с пребыванием в Швейцарии (нейтральной во время двух мировых войн) выдающихся музыкантов из разных стран, в их числе — И. Ф. Стравинский (1914-18; здесь он создал свои соч. "Свадебка", "История солдата" и др.), Ф. Бузони (1915-20), Ф. Ярнах (1918-21), Э. Леви (1916-20), С. В. Рахманинов (1932-39), Г. Шерхен (с 1933), Р. Штраус (кон. 40-х гг.), П. Хиндемит (1953-63), Э. Петри (1957-62), Б. Мартину (кон. 50-х гг.). Мн. соч. этих композиторов впервые исполнены швейц. муз. коллективами.

После окончания 2-й мировой войны 1939-45 муз. жизнь разных городов Швейцарии ещё более активизировалась; продолжали развиваться культурные связи с др. странами. Здесь сосредоточились мн. междунар. организации, в т. ч. ряд музыкальных — Европ. ассоциация муз. фестивалей (в Женеве), Междунар. федерация музыкантов (в Цюрихе), Междунар. музыковедч. об-во (в Базеле).

В сер. 1970-х гг. функционируют более 10 симф. оркестров, крупнейший — оркестр Романской Швейцарии, осн. в 1918 дирижёром Э. Ансерме (руководил им 50 лет, до конца жизни); с 1973 оркестр возглавляет В. Заваллиш. Работают Цюрихский, Лозаннский, Люцернский и Базельский камерные оркестры; последний (осн. в 1926, рук. П. Захер) пропагандирует гл. обр. совр. музыку. Среди многочисл. камерно-инстр. ансамблей — Бернский квартет "Новые горизонты" (рук. У. П. Шнайдер), базельский "Флонцелай-квартет". Оперные труппы существуют в Базеле, Берне, Цюрихе, Люцерне, Санкт-Галлене, Биле; в первых трёх городах, а также в Лозанне и Женеве имеются известные хор. коллективы — цюрихский Баховский хор (особенно знаменит), Бернский камерный хор и вок. ансамбль "Энгадинер канторай", любительские хор. союзы — Певч. союз Швейцарии, Швейц. союз рабочих певцов и др. Высок уровень церк. хоров, в т. ч. при кафедральных соборах в Базеле и Женеве, св. Жанны в Лозанне и др.; с ними связаны лучшие органисты страны К. В. Зенн, Э. Кауфман, К. Функе и др. Наиболее видные исполнители: дирижёры — Э. Аппиа, С. Варвизо, Н. Эшбахер; пианисты — Э. Фишер, Р. Баумгартнер, Э. Фрей, Н. Магалов, С. Гехвиллер, М. Вебер, Ш. Доблер; скрипачи — А. Пошон, В. Фрей, Ф. Хирт; виолончелист А. Онеггер, альтист С. Пассажьё, флейтист К. Даинден, гобоист Э. Паролари, кларнетист Й. Михаэлис и др.; певицы — Л. Делла Каса, X. Граф, Э. Матис, певцы — Э. Хефлигер, Э. Беттаис, X. Ю. Рефус, Я. Стемфли. Среди музыковедов и муз. библиографов — В. Хесс, Э. Мор, П. Мейлан, Ф. Муглер, М. Цулауф.

В 1970-е гг. проводятся междунар. муз.-науч. симпозиумы, муз. фестивали, в т. ч. в Лозанне, Люцерне, Асконе, Гштаде (фестиваль Иегуди Менухина), Монтрё (хор. и джазовая музыка), Цюрихе (Баховский) и мн. междунар. конкурсы, в т. ч. в Женеве (музыкантов-исполнителей, с 1939), Сьоне (скрипачей, в рамках Фестиваля Т. Варги).

В числе муз. объединений — Ассоциация швейц. композиторов, Союз швейц. музыкантов (с 1900), Швейц. объединение исполнителей, а также многочисл. муз. об-ва. Муз. жизнь Швейцарии координируется Швейц. муз. советом (осн. в 1964), входящим в Междунар. муз. совет при ЮНЕСКО.

Высоким уровнем отличаются системы муз. образования и муз. воспитания; имеются консерватории в Базеле (там же Академия музыки и "Схола канторум"), Берне, Лозанне, Люцерне, Винтертуре, Фрибуре, Женеве, Невшателе, Цюрихе. Существуют гор. и церк. муз. школы. Муз. ф-ты в ун-тах Женевы и Цюриха славятся методикой преподавания. Среди периодич. муз. изданий в Цюрихе — "Schweizerische Musikzeitung" (с 1937), в Женеве — "Dissonnances" (1923-1941 и с 1946) и "Arts et Musique" (1956-60), в Берне — "Fanfare" (с 1929), Лозанне — "Feuilles musicales" (с 1948). Имеются муз. изд-ва, связанные гл. обр. с крупными междунар. фирмами, и компании грамзаписи. Швейц. радиовещание уделяет большое внимание муз. просвещению, в т. ч. знакомству с новой музыкой (проводится цикл концертов "Диорама современной музыки"). Получили распространение разл. формы популярной музыки, а также джаз, эстрадная музыка народного характера (песни и йодли Ф. Лихти и др.).

Литература: Копчевский Н., Фортепьянная музыка Швейцарии (вступ. статья к нотному изд.: Пьесы композиторов Швейцарии для фортепьяно, М., 1980); Soubies A., Histoire de la musique suisse, P., 1899; Schweizer Theatergeschichte, Z., 1914; Schweizer Musikbuch, hrsg. V. W. Schuh, Z., 1939; Schuh W., Schweizer Musik der Gegenwart, Kritiken, Kssays, Ansprachen, Z., 1948; его жe, Von neuer Musik, Z.- Freiburg in Breisgau, 1955; Mieg P., La Musique en Suisse Romande de 1900 а 1950, Z., 1950; Der Schweizerische Tonkьnstlerverein..., Festschrift zur Feier des 50-Jдhrigen Jubilаums 1900-50, Z., 1950; Musik der Schweizer Komponisten, Bern, 1955; Jaccard H., Initiation а la musique contemporaine: trois compositeurs vaudois: Raffaele d'Alessandro, Constantin Regamey, Julien-Franзois Zbinden, Lausanne, 1955; 40 schweizer Komponisten der Gegenwart, Amriswйl, 1956; Regamey С., Musiques du vingtiиme siиcle, Lausanne, 1966; Jahrbuch 1968 der Neuhelvetischen Gesellschaft, Bern, 1968; Ansermet E., Ecrit sur la musique, Neuchвtel — P., 1972; Tendenzen und Verwirklichungen. Festschrift..., Z., 1975; см. также лит. при ст. Цюрих.

Дж. К. Михайлов.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me