Сирл Х.

(Searle) Хамфри (р. 26 VIII 1915, Оксфорд) — англ. композитор и музыковед. Изучал композицию в Корол. муз. колледже в Лондоне под рук. Г. Джэкоба, Дж. Айрленда и Р. О. Морриса; совершенствовался в Венской консерватории, в 1937-38 брал уроки у А. Веберна в Вене, оказавшего на него сильное влияние. В 1938-40 и 1946-48 составлял муз.-историч. программы для муз. отдела Би-Би-Си. В 1947-49 генеральный секретарь Междунар. об-ва совр. музыки. В 1951-57 муз. консультант "Сэдлерс-Уэллс балле". Был одним из основателей Об-ва им. Ф. Листа (в 1950-1962 почётный секретарь), занимался исследованием его творчества (также оркестровал фп. сонату Листа h-moll, 1962). В 1964-65 читал курс лекций в Стан-фордском ун-те (Калифорния, США), с 1965 профессор композиции в Корол. муз. колледже в Лондоне, с 1968 — в Высшей муз. школе в Карлсруэ (ФРГ). В своих сочинениях применяет метод додекафонии, в то же время в нек-рых произв. использует нац. англ, мелодии. С. перевёл на английский язык и издал книги о додекафонии А. Шёнберга и Й. Руфера, а также биографии Шёнберга и А. Веберна. Автор ряда книг и статей.

Сочинения: оперы — Записки сумасшедшего (The diary of a madman, по H. В. Гоголю, 1958, Берлин), Фото полковника (The Photo of the colonel, 1964, Франкфурт-на-Майне), Гамлет (1968); балеты — Лунатики (Noctambules, 1956), Великий павлин (The Great peacock, 1958), Раздвоенность (Dualities, 1963, Висбаден); для орк.- 6 симфоний (1953, 1958, 1960, 1962, 1964; Лабиринт — The labirinth, 1971), симфониетта (1969), сюиты (1942, 1944); 2 ноктюрна для камерного орк. (1943, 1946), Поэма для 22 струнных (1950), скерцо (1964), вариации Зодиак (Zodiac variations, 1973); для инструмента с орк. — 2 концерта для фп. (1944, 1955), Дивертисмент для флейты и струн. орк. (1955), Утренняя серенада (Aubade, для валторны и струнных, 1955); камерно-инстр. ансамбли — квартет для скр., альта, кларнета и фагота (1948), квинтет для фагота и струнных (1945), пьесы для струнных и духовых, для духовых и ударных и др., пьеса Уберите флейты (Put away the flutes, для голоса и 6 инструментов, посв. памяти А. Веберна, 1947); соч. для чтецов с хором и орк.; для фп. — соната (1951), сюиты, пьесы; песни; музыка для драм. т-ра, радио, телевидения.

Литературные сочинения: The music of Liszt, L., 1954, N. Y., 1966; Twentieth century counterpoint, L., 1954; Ballet music. An introduction, L., 1958, N. Y., 1973; Twentieth century composers, v. 3, Britain, Scandinavia and the Netherlands, L., 1972 (совм. с R. Layton).

Литература: Schafer M., British composers in interview, L., 1963.

И. А. Слепнёв.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me