Тагор Р.

Рабиндранат (Тхакур Робиндронатх) (6 (по др. данным, 7) V 1861, Калькутта — 7 VIII 1941, Шантиникетон, близ Болпура; по др. данным — Калькутта) — инд. писатель, философ, музыкант, живописец, обществ. деятель. Род. в семье просветителя, деятеля нац. движения Дебендранатха Т. (1817-1905). Учился в Калькутте, затем в Лондонском ун-те (1878-80), где занимался лит-рой и музыкой. Большое влияние на формирование эстетич. взглядов Т. оказала интеллектуальная и артистич. атмосфера в семье — дом Т. часто посещали крупнейшие инд. музыканты, писателем и музыкантом был его брат Джотириндранатх Т.

Т. создал св. 2000 песен на собств. и канонизированные религ. тексты, а также на традиц. тексты баулов (в юношеском возрасте выступал под псевд. Бхану Синха). Песни "Джанаганамана" ("Душа народа") и "Амар шонар Бангла" ("Моя золотая Бенгалия") стали впоследствии гимнами Индии и Бангладеша. Автор одной из популярнейших в Индии песен "Банде матарам". Песни Т. представляют собой своеобразный синтез черт сев.-инд. классич. музыки (таких стилей, как таппа, тхумри, дхрупад) и традиционной музыки Бенгалии (характерных для неё стилей и форм — киртан, бхаджан, бхатиали); в структуре многих из них заметно влияние образцов европ. муз. классики. Произв. Т. отличаются простотой и доступностью муз. языка, поэтичностью текста, во многом приближаясь к стилю "деши". В его песнях присутствуют и элементы классич. paг и тала, системы к-рых он обогатил новыми разновидностями. Т. считают создателем таких составных paг, как Бхайрава-Бхайрави, Дарбари-Тоди-Бхайрави, а также новых видов тала — Навами, Рупакда и др. Песенное творчество Т. настолько своеобразно, что существует как отд. вид под назв. "Рабиндра сангит" (песни Рабиндраната). Среди крупнейших совр. исполнителей песен Т. — Ч. Чаттерджи, Д. Мукерджи, К. Банерджи, С. Митра. Т. принадлежит ок. 20 произв. для муз. т-ра. Большую популярность приобрела его первая муз. драма с песнями и танцами — "Вальмики Пратибха" ("Гений Вальмики", 1881, совм. с Дж. Тагором); широко известны также "Кал Маритайя" (1882) и одна из последних — "Чандалика" (1933). Среди др. муз. драм — "Майер Кхела" (1888), "Васанта" (1923), "Прабахини" (1925), "Ритуранта" (1927), "Навин" (1931), "Шампочан" (1931), "Сраван Гата" (1934). Способствовал возрождению и популяризации разл. танц. стилей (напр., "манипури"), старинных религ. танцев и др., оказывал поддержку танц. школам (в частности, школе У. Шанкара). В 30-е гг. Т. создал танц.-муз. драмы, ставшие вскоре широко известными, — "Читрангада" (пост. также на сов. сцене — балет "Читра", 1960, Куйбышев) и "Чандалика", последнее произв. этого жанра — "Шьяма" (соч. в 1940). В ряде муз. драм Т. впервые в практике инд. музыки предпринял попытку претворения особенностей европ. муз. культуры.

Активный муз. деятель, педагог, Т. в 1901 в своём поместье Шантиникетон основал школу, преобразованную в 1918 в ун-т Вишва Бхарати, где обучают живописи, музыке и др. При ун-те Т. создал Театр-студию. Здесь он впервые поставил многие свои сценич. произв., нередко исполняя в них гл. роли. Осуществлял постановку муз. драм Т. также ун-т иск-в "Кала бхавана"; сложившийся там особый стиль актёрской игры и танца наз. шантиникетонским. Деятельность Т. в области инд. музыки и хореографии оказала огромное влияние на развитие нац. культуры.

Произв. Т. пользуются большой популярностью. Лучшие песни и муз. драмы Т. записаны на грампластинки; имеется ряд записей песен в его исполнении. В 1961 в Дели издано собрание песен Т. ("Anthology of one hundred songs of Rabindranath Tagore in staff notation", v. 1-2). На тексты Т. писали вок. произв. (с оркестром и фп.) мн. композиторы — советские (в т. ч. С. Н. Василенко, M. M. Ипполитов-Иванов, М. О. Штейнберг) и зап.-европейские (Д. Мийо, К. Шимановский, Л. Яначек и др.). В 1962 выпущен сб. романсов, написанных на стихи Т. сов. композиторами. С. А. Баласанян создал Рапсодию для оркестра на темы Рабиндраната Тагора, В. А. Власов — симф. сюиту (с чтецом) "Читая Тагора". Т. был большим другом Сов. Союза; после поездки в СССР (1930) вышли его "Письма о России" ("Рашияр читхи", 1931). Ему принадлежит ок. 100 статей, касающихся разл. областей обществ. и культурной жизни. В 1913 за книгу стихов "Гитанджали" ("Жертвенные песни") Т. удостоен Нобелевской пр. В 1961 во всём мире отмечалось столетие со дня рождения Т.; в Калькутте создан ун-т "Рабиндра бхаван" и открыт музей ("Дом Тагора").

Литература: Синявер Л., Поэт, музыкант, художник. (К столетию со дня рождения Р. Тагора), "СМ", 1961, No 5; Рабиндранат Тагор, 1861-1961, (Сб.), М., 1961; Thompson E. J., R. Tagore, L. — N. Y., 1921; R. Tagore, Calcutta-L.-N. Y., 1921, 1928; Bake A. A., Indian music and R. Tagore, L., 1932; Sykиs M., R. Tagore, Bombay-L.-N. Y., 1943, 1944; Roy T., Outlines of Tagore's music, в сб.: Festschrift J. Schmidt-Gцrg, Bonn, 1957; Rabindranath Tagore, 1861-1961. A centenary volume, Delhi, 1961; Wolff H. C., R. Tagore und die Musik, в сб.: Festschrift К. G. Fellerer, Regensburg, 1962; Кripa1ini К., R. Tagore, a biography, L., 1962; Воse F., R. Tagore und die moderne indische Musik, в кн.: Festschrift fьr W. Wiora, Kassel, 1967; Ray L., Rabindranath and music, "Journal of the Indian Musicological Society", 1972, No 3.

E. M. Гороховик.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me