Тайфер Ж.

(Tailleferre) Жермен (р. 19 IV 1892, Парк-Сен-Мор, близ Парижа) — франц. композитор. В 1915 окончила Парижскую консерваторию, где занималась у Ж. Коссада (контрапункт), Г. Форе и Ш. Видора (композиция), позднее консультировалась у М. Равеля (инструментовка) и Ш. Кеклена. Большое влияние на стиль Т. оказали творчество В. А. Моцарта и музыка композиторов- импрессионистов. С 1920 входила в "Шестёрку", выступала в концертах группы. Принимала участие в создании первого совместного сочинения "Шестёрки" — балета-пантомимы "Новобрачные Эйфелевой башни" (Париж, 1921), для к-рого написала "Кадриль" и "Вальс телеграмм". В 1937 в содружестве с композиторами, примкнувшими к антифашистскому Нар. фронту, участвовала в создании массового спектакля "Свобода" (по пьесе М. Ростана; для Всемирной выставки в Париже). В 1942 эмигрировала в США, в послевоенные годы переехала в Сен-Тропезе (Франция). Т. принадлежат произв. разл. жанров; большое место в её творчестве занимают концерты для разл. инструментов и для голоса с оркестром, а также сценич. произв. (большинство к-рых из-за слабых либретто и посредственных постановок не имели успеха). Т. обладает ярким мелодическим даром, её музыка изящна, и в то же время отмечена "дерзкими" новаторскими устремлениями "Шестёрки" (особенно в первый период творчества).

Сочинения: оперы — Жил-был кораблик (Il йtait un petit navire; опера-буффа, 1930 и 1951, "Опера комик", Париж), комич. оперы Боливарский моряк (Le marin du Bolivar, 1937, на Всемирной выставке, Париж), Рассудительный дурак (Le Pou sensй, 1951), Ароматы (Parfums, 1951, Монте-Карло), лирич. опера Маленькая русалочка (Le petit Sirиne, 1958) и др.; балеты — Продавец птиц (Le marchand d'oiseaux, 1923, пост. Шведского балета, Париж), Чудеса Парижа (Paris-Magie, 1949, "Опера комик"), Паризиана (Parisiana, 1955, Копенгаген); Кантата о Нарциссе (La Cantate du Narcisse; для солиста, хора и орк., на сл. П. Валери, 1937, исп. на Радио); для орк. — увертюра (1932), пастораль (для камерного орк., 1920); для инструмента с орк. — концерты для фп. (1924), для скр. (1936), для арфы (1926), концертино для флейты и фп. (1953), баллада для фп. (1919) и др.; камерно-инстр. ансамбли — 2 сонаты для скр. и фп. (1921, 1951), Колыбельная для скр. и фп., струн. квартет (1918), Образы (Images) для фп., флейты, кларнета, челесты и струн. квартета (1918); пьесы для фп.; для 2 фп. — Игры на воздухе (Jeux de plein air, 1917); соната для арфы соло (1957); для голоса с орк. — концерты (для баритона, 1956, для сопрано, 1957), 6 франц. песен 15 и 16 вв. (1930, исп. в Льеже на Междунар. фестивале совр. музыки); concerto grosso для 2 фп. и двойного вок. квартета (1934); песни и романсы на слова франц. поэтов, музыка к драм. спектаклям и фильмам.

Литература: Шнеерсон Г., Французская музыка XX века, М., 1964, 1970; Jourdan-Morhange H., Mes amis musiciens, P., (1955) (рус. пер. — Журдан-Моранж Э., Мои друзья музыканты, М., 1966, с. 181-89); Dumesnil R., Histoire de la musique des origines а nos jours, v. 5 — La premiиre moitiй du XX siиcle, P., 1960 (рус. пер. фрагмента — Дюме-ниль Р., Современные французские композиторы группы "Шести", Л., 1964, с. 117-18), Chamfray С1., Hommage а G Tailleferre, "Le Courrier musical de France", 1972, No 39.

A. T. Тевосян.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me