Тамбурини А.

(Tamburini) Антонио (28 III 1800, Фаэнца — 9 X1 1876, Ницца) — итал. певец (баритон). Отец Т. — валторнист, трубач и кларнетист — в детстве обучал его игре на валторне. С 9 лет Т. начал заниматься пением у А. Росси (в этот период был хористом в т-ре и церкви), позднее учился у Б. Азиоли, А. Бони и Б. Озиди. В 1818 вступил в странствующую театр. труппу, дебютировал в Ченто в опере "Графиня с Зелёного холма" Дженерали. Выступление в Пьяченце в опере "Итальянка в Алжире" Россини принесло Т. первый большой успех. Быстро завоевав признание, он в 1820-26 пел на оперных сценах мн. крупных городов Италии (Неаполь, Ливорно, Турин, Милан, Триест, Рим, Венеция, Палермо), в 1822 — впервые в миланском т-ре "Ла Скала". С триумфальным успехом гастролировал в Вене, Лондоне, Париже, Петербурге (Итал. опера, в сезонах 1843/44 — 1851/52) и Москве (1849-52). В 1855 оставил сцену, однако в последующие годы (вплоть до 1869) изредка выступал в спектаклях ("Севильский цирюльник", Ницца, 1860) и концертах (напр., в Генуе в 1860 и Париже в 1869).

Один из выдающихся итал. мастеров бельканто, Т. занимал ведущее положение среди баритонов 1-й пол. 19 в., подобно Дж. Б. Рубини и Л. Лаблашу среди теноров и басов. Обладал голосом обширного диапазона (2 октавы), особой наполненности и силы звучания, кристально-прозрачного тембра. Его пение отличалось необычайной лёгкостью, колоратурной виртуозностью, безупречным чувством стиля. Т. был идеальным исполнителем баритональных партий в итал. романтич. операх. С одинаковым успехом создавал как глубоко драматические, так и ярко комедийные образы: Ассур, Фернандо, Дандини, Фигаро ("Семирамида", "Сорока-воровка", "Золушка", "Севильский цирюльник" Россини), Марино Фальеро, Белькоре ("Марино Фальеро", "Любовный напиток" Доницетти), Родольфо ("Сомнамбула" Беллини). Был первым исполнителем специально для него написанных партий Вальдебурга, Ричарда Форта ("Чужестранка", "Пуритане" Беллини), Малатесты ("Дон Паскуале" Доницетти). Особую славу принесло Т. создание образа моцартовского Дон Жуана, послужившего классич. образцом для последующих исполнителей этой партии.

Литература: Высочайший рескрипт, (о награждении Т. в Москве), "Ведомости Московской городской полиции", 1852, 19 февр.; Музыкальные известия (о Т. в Москве), там же, 1856, 6 марта; (Некролог), "Голос", 1876, 3 нояб.; (Некролог), "Театральная газета", 1876, 9 нояб.; Escudier L. e M., Etudes biographiques sur les chanteurs contemporains, P., 1840; Вiez J. de, Tamburini et la musique italienne, P., 1877; Monaldi G., Cantanti celebri, Roma, 1929; Gelli-Ferraris H., A. Tamburini nel ricordo di una nipote, Livorno, 1934; Bellini V., Epistolario, a cura di L. Cambi, (Mil., 1943); Della Corte A., L'interpretazione musicale e gli interpreti, Torino, 1957; Rosenthal H., Two centuries of Opera at Covent Garden, L., 1958; Pleasants H., The great singers, L., 1967.

C. M. Грищенко.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me