Танабе Х.

(Таnаbе) Хисао (р. 16 VIII 1883, Токио) — япон. музыковед, муз. акустик. Учился игре на скрипке у придв. музыканта О. Тадамото, затем в Имп. высшей школе музыки и изобразит. иск-в (1903-05) в Токио. Изучал частным образом муз.-теоретич. предметы и композицию под рук. Н. Пери, одноврем. был студентом физич. ф-та Токийского ун-та. Прошёл курс аспирантуры (1907-09). Занимался исследованиями в области акустики и психологии муз. творчества, а также форм классич. японской музыки (нагаута, екёку и др.). С 1907 работал в Ин-те по изучению япон. нац. музыки (рук. С. Танака). Преподавал муз. предметы в театр. студии (рук. Д. Фудзидзава) и в Школе вост. музыки, а также физику и математику в гимназии в Токио. С 1910 состоял членом н.-и. отделения Имп. высшей школы музыки. С 1914 читал лекции по истории музыки в ун-те г. Сендай. Освоил игру на японских инструментах — сё (губной орган), гакусо (вид кото), гакубива (род бивы) и др., входивших в придв. имп. оркестр; был также знатоком классич. придв. вок. музыки (кагура-ута и др. видов) и старинных придв. танцев бугаку. С 1919 преподавал историю музыки и муз. психологию придв. оркестрантам. С 1923 профессор ун-та Кокугаку, с 1929 — Имп. ун-та изящных иск-в и музыки, с 1934 — Имп. высшей школы музыки в Токио. Выезжал в науч. командировки в Центр. Китай, Корею, на о. Сахалин и др. дальневост. острова, изучал местную музыку (написал работу "Танец и песня государства на островах", 1927). В 1927 основал Об-во новой япон. музыки. С 1943 до глубокой старости был президентом Япон. об-ва по изучению музыки Вост. Азии (написал "Трактат о музыке Востока", 1929), состоял чл. и почётным чл. ряда др. япон. муз. об-в. Крупнейший специалист по старинной и совр. япон. музыке, Т. — основоположник япон. музыковедч. науки, учитель мн. ведущих совр. япон. музыковедов. Его осн. труды (изд. в Токио) — "О восточной музыке" (1927), "История восточной музыки" (1930), "Очерки развития японской музыки" (1935), "Музыка в Японии" (1947), "История происхождения сямисэна" (1963), "Японские музыкальные инструменты" (1964), "Японская музыка" (1966), "История азиатской музыки" (1970). Т. принадлежит также ряд работ в области муз. акустики, исследования о роли музыки в жизни совр. человека, о её осн. принципах, о музыковедении, о тональных системах и др.

Дж. К. Михайлов.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me