Тема

(от греч. tema, букв. — то, что положено в основу) — муз. построение, служащее основой муз. произв. или его части. Ведущее положение Т. в произв. утверждается благодаря значительности муз. образа, способности к развитию составляющих Т. мотивов, а также благодаря повторениям (точным или варьированным). Т. — основа муз. развития, стержень становления формы муз. произв. В ряде случаев Т. не подвергается развитию (эпизодич. Т.; темы, представляющие собой целое произв.).

Соотношение тематич. и нетематич. материала в произв. может быть различным: от значит. количества тематически нейтральных построений (напр., эпизодич. мотивы в разработочных разделах) до полного подчинения Т. всех элементов целого. Произв. может быть однотемным и многотемным, причём Т. вступают между собой в разнообразные отношения: от очень близкого родства до яркого конфликта. Весь комплекс тематич. явлений в сочинении образует его тематизм.

Характер и строение Т. находятся в тесной зависимости от жанра и формы произв. в целом (или его части, основой к-рой служит данная Т.). Существенно отличаются, напр., законы построения Т. фуги, Т. гл. партии сонатного allegro, T. медленной части сонатно-симф. цикла и т. д. Т. гомофонно-гармонич. склада излагается в форме периода, а также в виде предложения, в простой 2- или 3-частной форме. В нек-рых случаях Т. не имеет определ. замкнутой формы.

Понятие "Т." претерпевало значит. изменения в ходе историч. развития. Термин впервые встречается в 16 в., заимствован из риторики и в это время часто совпадал по смыслу с др. понятиями: cantus firmus, soggetto, tenor и др. X. Глареан ("Dodecachordon", 1547) называет Т. осн. голос (tenor) или голос, к-рому поручается ведущая мелодия (cantus firmus), Дж. Царлино ("Istitutioni harmoniche", III, 1558) называет T., или passagio, мелодич. линию, в к-рой в изменённом виде проводится cantus firmus (в отличие от soggetto — голоса, проводящего cantus firmus без изменений). Др. теоретики 16 в. закрепляют это различие, применяя также термин inventio наряду с термином tema и subjectum наряду с soggetto. В 17 в. различие между указанными понятиями стирается, они становятся синонимами; так, subject как синоним Т. сохранился в зап.-европ. музыковедч. лит-ре вплоть до 20 в. Во 2-й пол. 17 — 1-й пол. 18 вв. термином "Т." обозначали прежде всего главную муз. мысль фуги. Выдвинутые в теории музыки классич. принципы построения Т. фуги основаны гл. обр. на анализе темообразования в фугах И. С. Баха. Полифонич. Т. обычно одноголосна, она непосредственно вливается в последующее музыкальное развитие.

Во 2-й пол. 18 в. сформировавшееся в творчестве венских классиков и др. композиторов этого времени гомофонное мышление изменяет характер Т. В их произв. Т. — целый мелодико-гармонич. комплекс; появляется чёткое разграничение между Т. и развитием (Г. Кох ввёл понятие "тематическая работа" — в кн. "Musikalisches Lexikon", TI 2, Fr./M., 1802). Понятие "Т." применяется практически ко всем гомофонным формам. Гомофонная Т., в отличие от полифонической, имеет более определ. границы и чёткое внутр. членение, часто бульшую протяжённость и законченность. Такая Т. — обособленная в той или иной степени часть муз. произв., к-рая "заключает в себе его главный характер" (Г. Кох), что отражено в немецком термине Hauptsatz, употреблявшемся со 2-й пол. 18 в. наряду с термином "Т." (Hauptsatz означает также Т. гл. партии в сонатном allegro).

Композиторы-романтики 19 в., опираясь в целом на законы построения и использования Т., выработанные в творчестве венских классиков, существенно расширили рамки тематизма. Более важную и самостоят. роль стали играть мотивы, составляющие Т. (напр., в соч. Ф. Листа, Р. Вагнера). Усилилось стремление к тематич. единству всего произв., вызвавшее появление монотематизма (см. также Лейтмотив). Индивидуализация тематизма проявилась в повышении значения фактурно-ритмич. и тембровых характеристик.

В 20 в. использование нек-рых закономерностей тематизма 19 в. соединяется с новыми явлениями: обращением к элементам полифонич. тематизма (Д. Д. Шостакович, С. С. Прокофьев, П. Хиндемит, А. Онеггер и др.), сжатием Т. до кратчайших мотивных построений — иногда двух- или трёхзвуковых (И. Ф. Стравинский, К. Орф, последние произв. Д. Д. Шостаковича). Вместе с тем значение интонац. тематизма в творчестве ряда композиторов падает. Появляются такие принципы формообразования, по отношению к к-рым применение прежнего понятия Т. стало не вполне обоснованным.

В ряде случаев предельная интенсивность развития делает невозможным использование оформленной, чётко выделенной Т. (т. н. атематическая музыка): изложение исходного материала совмещается с его развитием. Однако сохраняются элементы, играющие роль основы развития и близкие по функции к Т. Это те или иные интервалы, скрепляющие всю муз. ткань (Б. Барток, В. Лютославский), серия и общий тип мотивных элементов (напр., в додекафонии), фактурно-ритмич., тембровые характеристики (К. Пендерецкий, В. Лютославский, Д. Лигети). Для анализа подобных явлений ряд теоретиков музыки использует понятие "рассредоточенный тематизм".

Литература: Mазель Л., Строение музыкальных произведений, М., 1960; Мазель Л., Цуккерман В., Анализ музыкальных произведений, (ч. 1), Элементы музыки и методика анализа малых форм, М., 1967; Способин И., Музыкальная форма, М., 1967; Ручьевская Е., Функция музыкальной темы, Л., 1977; Бобровский В., Функциональные основы музыкальной формы, М., 1978; Валькова В., К вопросу о понятии "музыкальная тема", в кн.: Музыкальное искусство и наука, вып. 3, М., 1978; Riemann H., GroЯe Kompositionslehre, Bd 1, В.-Stuttg., 1902; Ha1m A., Zur Phдnomenologie der Thematik, в его кн.: Von Grenzen und Lдndern der Musik, Mьnch,, 1916; Кurth E., Grundlagen des linearen Kontrapunkts. Bachs melodische Polyphonie, Bern, 1917, 1956 (рус. пер. — Курт Э., Основы линеарного контрапункта. Мелодическая полифония Баха, М., 1931); Вahle T., Eingebung und Tat im musikalischen Schaffen, Lpz., 1939; Reti R., The thematic process in music, N. Y., 1951; Form in der Neuen Musik, Mainz, 1966, S. 9-21; Dibe1ius TJ., Moderne Musik, 1945-1965, Mьnch., 1966.

В. Б. Валькова.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Тема — I Те́ма [от греч. théma, буквально — то, что положено (в основу)], 1) предмет описания, изображения, исследования, выступления, дискуссии. Большая советская энциклопедия
  2. тема — -ы, ж. 1. Предмет повествования, изображения, исследования. Сочинение на заданную тему. Тема доклада. Опера на современную тему. □ В мире все темы прекрасны, Музу смелее зови. Н. Некрасов, Подражание Шиллеру. Малый академический словарь
  3. ТЕМА — ТЕМА (в философии и истории науки) – термин, введенный Дж.Холтоном [ХОЛТОН]в качестве ключевого понятия тематического анализа [ТЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ]. Новая философская энциклопедия
  4. ТЕМА — ТЕМА (от греч. thema — вопрос для обсуждения) — англ. subject/theme; нем. Thema. 1. Предмет описания, изображения, исследования, разговора и т. д. Социологический словарь
  5. тема — орф. тема, -ы Орфографический словарь Лопатина
  6. тема — Те́м/а. Морфемно-орфографический словарь
  7. тема — 1. Исходный пункт высказывания, данное, основа высказывания. 2. Компонент высказывания, выражающий то, о чем делается сообщение. 3. Исходный пункт сообщения; то, что положено в основу высказывания; компонент актуального членения предложения. Толковый переводоведческий словарь
  8. тема — 1. Субъективный экстралингвистический фактор текстообразования. 2. То, о чем или о ком говорится [Е.И. Никитина 1993: 18]. То, что положено в основу содержания, то, о чем повествуется, что описывается, предмет сочинения [М.Р. Львов 1997: 221]. Словарь лингвистических терминов Жеребило
  9. тема — ТЕМА ы, ж. thème, нем. Thema <�гр. thema установленное; положение. 1. Круг жизненных явлений, событий, составляющих содержание произведения литературы, живописи и т. п. или лежащих в основе научного исследования, доклада и т. п. БАС-1. Словарь галлицизмов русского языка
  10. тема — 1) При актуальном членении предложения та его . часть, которая содержит что-то известное, знакомое и служит отправной точкой (основой) для передачи нового (ядра высказывания, или ремы). см. актуальное членение предложения. Словарь лингвистических терминов Розенталя
  11. Тема — ТЕМА — основной замысел, основное звучание произведения. Представляя собой то неразложимое эмоционально-интеллектуальное ядро, которое поэт каждым своим произведением как бы пытается разложить, понятие темы — отнюдь не покрывается т. н. содержанием. Словарь литературных терминов
  12. тема — см. >> содержание Словарь синонимов Абрамова
  13. тема — Предложенье, предмет обсужденья, разработки; задача; основная мысль Ср. "Не будем говорить на эту тему, — мы ведь говорим о матери. Да и вообще бросим-ка пока все темы. Au revoir". А.А. Соколов. Тайна. 20. Ср. Он... частными письмами... Фразеологический словарь Михельсона
  14. тема — сущ., ж., употр. сравн. часто (нет) чего? темы, чему? теме, (вижу) что? тему, чем? темой, о чём? о теме; мн. что? темы, (нет) чего? тем, чему? темам, (вижу) что? темы, чем? темами, о чём? о темах... Толковый словарь Дмитриева
  15. тема — Заимств. в XVIII в. из нем. яз., где Thema < лат. thema, восходящего к греч. thema «положение, установление». Этимологический словарь Шанского
  16. Тема — (Tema), город на Ю. Ганы, на побережье Гвинейского зал., в 32 км к В. от Аккры. 250 тыс. жителей (2003). Основан в 1960–62 гг. на месте рыбацкого пос. Нефтепер. и алюминиевый заводы, домостроит. комбинат, сухой док рыбоконс. пр-тия. Рыб-во. Словарь географических названий
  17. тема — ТЕМА, ы, ж. 1. Предмет, основное содержание рассуждения, изложения, творчества. Перейти к другой теме. Т. рассказа. 2. Главный мотив музыкального произведения. Т. с вариациями. | прил. тематический, ая, ое (к 1 знач.). Тематическая линия романа. Толковый словарь Ожегова
  18. тема — ТЕМА -ы; ж. [греч. thema — то, что положено в основу] 1. Предмет повествования, изображения, исследования. Неисчерпаемая, основная т. Историческая, бытовая т. Вечная, актуальная т. Т. доклада, диссертации. Т. романа, стихотворения. Т. для монографии. Толковый словарь Кузнецова
  19. тема — ТЕМА ж. греч. предложенье, положенье, задача, о коей рассуждается или которую разъясняют. || Мелодия, напев, музыкльное. Толковый словарь Даля
  20. тема — Темы, ж. [греч. thema]. 1. Предмет какого-н. рассуждения или изложения. || Предмет, сюжет беседы, разговора. 2. Музыкальное предложение, представляющее собой развитой мотив и являющееся основой для разработки (муз.). Большой словарь иностранных слов
  21. ТЕМА — ТЕМА (Tema) — город в Гане, к востоку от Аккры, порт в Гвинейском зал. 110 тыс. жителей (1988). Нефтеперерабатывающие, алюминиевые, химические, цементные, текстильные, пищевые предприятия. Рыболовство. ТЕМА (от греч. thema, букв. Большой энциклопедический словарь
  22. тема — тема I ж. То, что составляет основное содержание произведения, лежит в основе научного исследования, доклада, является предметом разговора и т.п. II... Толковый словарь Ефремовой
  23. тема — те́ма стар. фе́ма, 1665 г.; см. Огиенко, РФВ 66, 368. Через нем. Тhеmа или лат. thema из греч. θέμα "установленное, положение"; см. Смирнов 288. Форма на -ф- непосредственно из греч. Этимологический словарь Макса Фасмера
  24. тема — Т’ЕМА, темы, ·жен. (·греч. thema). 1. Предмет какого-нибудь рассуждения или изложения. Сочинение на тему о наполеоновских войнах. Избрать темой рассказа колхозную жизнь. «Позвольте мне рассказать вам на эту тему небольшое событьице.» Лесков. Толковый словарь Ушакова
  25. Тема — См. Фема. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона