Теорба

(франц. theorbe, teorbe, от итал. tiorba; нем. Theorba, англ. theorba) — струн. щипковый инструмент. Т. — одна из басовых разновидностей лютни с двумя шейками, носящих общее назв. "архилютня" (итал. arciliuti, нем. Erzlaute); известна со 2-й пол. 16 в. Эти разновидности возникли в результате расширения басового регистра лютни. Появление дополнит. басовых струн на лютне требовало и расширения грифа, однако, чтобы обхватить гриф рукой, нельзя было значительно увеличивать его в ширину, поэтому басовые струны были вынесены за пределы грифа и сделались бурдонными. Для их натяжения понадобилась вторая головка, приклеенная сбоку осн. головки у т. н. лютни-Т. (liuto-attorbato) или завершающая вторую шейку. У римской Т. (tiorbo Romano), или т. н. китаррона, длинная вторая шейка была прямым продолжением первой, выходила из её головки и наверху имела изгиб. У падуанской Т. (tiorbo Paduano), или собственно Т. (tiorbo), короткая вторая шейка была S-образным продолжением первой и вторая головка находилась сбоку. В 17 — нач. 18 вв. Т. была распространена не только в Италии, но и в Англии. Т. — ансамблевый инструмент, на ней аккомпанировали пению, служила и для исполнения basso continue Итал. комп. А. Агадзари в трактате "О высоком звучании баса" ("Del sonare sopra il basso", 1607) указывал, что на архилютне играют аккорды continuo в тихой музыке или орнаментируют ср. голоса в громкой. В 1614-16 появились 3 сборника с табулатурами для Т. комп. П. П. Мелли, затем 12 сонат для Т. и basso continuo Дж. Питони в сб. "Табулатура для теорбы" ("Intayolatura di tiorba", 1669). Позднее в Париже теорбистом X. Гренерином издана "Книга о теорбе" ("Livre de thйorbe") с произв. для Т. и указателями к расшифровке генерал-баса. Т. не соответствовала новым исполнит. требованиям и была менее приспособлена к новым акустич. условиям больших зданий эпохи барокко; возможно, поэтому к сер. 18 в. она вышла из употребления (последний исполнитель на Т. упоминается в качестве члена Венской капеллы в документах 1755).

Теорба

Литература: Praetorius M., Syntagma musicum, Bd 1-3, Wittenberg, 1615-19; то же, в изд.: Gesamtausgabe der musikalischen Werke von M. Praetorius, Bd 1-21, Wolfenbьttel-В., 1928-60; Mace Th., Music's monument, L., 1676; Neemann H., Laute und Theorbe als GeneralbaЯinstrumente im 17. und 18. Jahrhundert, "ZfMw", 1934, Jahrg. 16; Jасquоt J., La musique pour luth, в сб.: Report of the 8 congress of the International musicological society, v. 1, Kassel-Basel-L.-N. Y., 1961; Radke H., Wodurch unterscheiden sich Laute und Theorbe?, "Acta musicologica", 1965, v. 37.

Ш. Э. Калош.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Теорба — (франц. théorbe, téorbe, от итал. tiorba) щипковый музыкальный инструмент, басовая разновидность лютни (См. Лютня). Количество струн различно (в 18 в. — 12 парных и 2 одинарных). Применялась в 16—18 вв. для аккомпанемента пению и как басовая основа инструментального ансамбля. Большая советская энциклопедия
  2. теорба — орф. теорба, -ы Орфографический словарь Лопатина
  3. теорба — ТЕОРБА ы, ж. théorbe, téorbe m. <�ит. tiorba. Басовая разновидность лютни, вышедшая из употребления во 2-й пол. 18 в. СИС 1985. Словарь галлицизмов русского языка
  4. ТЕОРБА — ТЕОРБА — струнный щипковый музыкальный инструмент, басовая разновидность лютни. Большой энциклопедический словарь
  5. Теорба — Басовая лютня (см.); отличается от обыкновенной большим корпусом и в особенности очень длинным грифом, а также большим числом басовых струн низкого строя, которые вдвое длиннее басовых струн лютни. Эти струны находятся вне грифа. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона