Музыкальная энциклопедия

Тиличеева Е. Н.

Тиличеева Е. Н.Елена Николаевна (р. 4(17) XI 1909, Москва) - сов. композитор. Чл. КПСС с 1952. В 1937 окончила Моск. консерваторию по классу композиции у А. Н. Александрова (ранее занималась у Р. М. Глиэра). В 1937-41 и 1943-47 преподавала в Муз. уч-ще им. M. M. Ипполитова-Иванова в Москве, в 1941-43- в Томском муз. уч-ще. Преимуществ. внимание в творчестве уделяет музыке для детей. Автор разнообразных по тематике и содержанию песен и хоров для детей школьного и дошкольного возрастов. Многие её произв. прочно вошли в репертуар детских хор. коллективов, многочисл. радиопостановки с музыкой Т. составили сб. "Играйте вместе с нами" (М., 1954). Важным методич. материалом для музыкально-воспитат. работы являются сб. Т. "Маленькие песенки" (1961, 1968), а также песни, помещённые в сб-ках "Музыкальный букварь" (М., 1961, 1973) и "Школа хорового пения" (вып. 1-2, М., 1966-71, вып. 1, 1973).

Сочинения: для солистов, хора и орк. - оратория Памяти погибших героев (сл. С. И. Близкого, 1942), кантаты (для детей) Спасибо, родная страна (сл. Л. В. Некрасовой, 1959), Ленин (сл. М. И. Ивенсен, 1960), Пионерский салют героям (сл. Я. А. Халецкого, 1974); для орк. - симфония (1937); камерно-инстр. ансамбли - соната (1938) и пьесы (для детей) для скр. и фп., струн. квартеты (1946, 1956); хoры (a cappella) Родина (1976), Вечерняя песня (1978), Прекрасны вы, поля земли родной (сл. М. Ю. Лермонтова, 1979), хоры с фп., в т. ч. на сл. С. А. Есенина; для голоса и орк. - Новогодние песни (сл. Е. Ф. Трутневой, 1949); для голоса и фп. - романсы на слова рус. и сов. поэтов, циклы песен для детей, в т. ч. О весне (сл. А. А. Кардашовой и Н. П. Найдёновой, 1945), Мишин день на даче (слова Т., 1946), Радуга (слова народные, 1948), Зима (сл. Л. В. Некрасовой, 1947), Календарь (сл. С. Я. Маршака, 1947), Наш день (слова народные, 1953); музыка к драм. спектаклям, радиопостановкам.

Литература: Карышева Т., Творчество, посвященное детям, "МЖ", 1969, No 20; её же, Елена Николаевна Тиличеева, в сб.: Они пишут для детей, вып. 1, М., 1975; Викторов В., Искусство Елены Николаевны Тиличеевой, "Дошкольное воспитание", 1978, No 3.

Т. И. Карышева.
| Ещё

Что еще интересного в `Музыкальная энциклопедия` ?
акад. хоровая капелла УССР; первый укр. гос. проф. xop. "Д." организована в 1920 в Kиеве на основе xopa консерватории, пополненного опытными певцами. Hазв. "Д." возникло из начальных букв её первоначального наименования "Державна украпнська мандрiвна капела" ("Гoc. укр. передвижная капелла"). C момента возникновения "Д." стала пропагандистом творчества укр. сов. композиторов, мн. произв. к-рых впервые прозвучали в исполнении капеллы. B 1930 удостоена звания Засл. капеллы УССР. Oснов...
Аман (Аман Дурды) (р. 1 I 1937, Ашхабад) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в Туркм. ССР (1974). В 1957 окончил Муз. уч-ще в Ашхабаде по классу виолончели, в 1963 - Моск. консерваторию но классу композиции у А. Н. Александрова. Зам. пред. правления CK Туркм. ССР (с 1977). В его лучших соч. претворены нац. нар.-песенные интонации. Популярны песни А. "Лунной ночью", "Сладкие грёзы" и др. В опере А. "Тревожная ночь" впервые на туркм. муз. сцене показан образ В. И. Ленина....
(Bellermann) - семья нем. музыкантов. Иоганн Иоахим Б. (23 IX 1754, Эрфурт - 25 X 1842, Берлин) - теолог, профессор Эрфуртского ун-та. Отец Иоганна Фридриха Б. Автор книги о рус. музыке и муз. жизни в России ("Bemerkungen ьber RuЯland", Erfurt, 1788). Заново ввёл в прусских школах отменённое преподавание пения.
Иоганн Фридрих Б. (8 III 1795, Эрфурт - 5 II 1874, Берлин) - исследователь древнегреч. музыки. Сын Иоганна Иоахима Б. Описал в своих трудах сохранившиеся памя...
(Bermudo) Хуан (1510, Эсиха, Севилья - после 1555, место смерти неизв.) - испан. муз. теоретик. Францисканский монах. Учился в ун-те Алькала де-Энарес. С 1550 работал в капелле Андалусского архиепископа, под рук. К. Моралеса. Написал трактаты. "Книга, призывающая к изучению музыкальных инструментов" ("Libro Ilamado declaraciуn de instrumentes musicales", 1549 и 1555), с описанием муз. инструментов и табулатуры, и "Искусство в трёх видах" ("El arte tripharia", 1550, факсимильное изд. - Кассель, 1...
Александр Адольфович (28 III(9 IV) 1872, Москва - 13 XI 1940, там же) - советский композитор. По профессии врач. В 1905-07 занимался по композиции у Р. М. Глиэра и А. Т. Гречанинова. Автор симф. поэмы "Кузум" (по Р. Тагору, исп. 1926), оркестровых вариаций на белорус. тему (1909), камерно-инстр. ансамблей (в т. ч. сонаты для скрипки и фп., изд. 1928), пьес для фп., вок. циклов на сл. Ю. К. Балтрушайтиса, Г. Гейне, Р. Тагора, А. А. Блока, вок. сюиты на тексты Р. Тагора (...
Зоя Акимовна (р. 27 XI 1930, г. Осташков Калининской обл.) - сов. артистка оперетты. Нар. арт. РСФСР (1978). Чл. КПСС с 1965. В 1949 окончила студию при Ленингр. т-ре муз. комедии, с того же года ведущая солистка этого т-ра. Иск-во В. отличают жизнерадостность, изящество исполнения, чувство стиля. Партии: Мариетта ("Баядера" Кальмана), Элиза Дулитл ("Моя прекрасная леди" Лоу), Полинька ("Холопка" Стрельникова), Анита ("Поцелуй Чаниты" Милютина), Любаша ("Севастопольский вальс" Листова), Катя ("Т...
(болг.), гайде (серб.-хорв., слов, gajde, gajdy), гайды (польск., редко; чаще - дуда, коза и др.) - муз. инструмент типа волынки; имеет кожаный воздушный резервуар, мелодическую и бурдонную трубки. В Югославии бытуют Г. с парной, изредка и с тройной мелодич. трубкой; польские Г. иногда снабжаются небольшим ручным мехом для нагнетания воздуха. Применяется гл. обр. для сопровождения танцев.
Литература: Sirоlа В., Sviraljke s udarnim jezickom, Zagreb, 1937; Пpашанов Т.,...
Александр Борисович (26 II (10 III) 1875, Кишинёв - 26 XI 1961, Москва) - сов. пианист, композитор, педагог, муз. писатель и обществ. деятель. Нар. арт. СССР (1946). Доктор искусствоведения (1940). В 1895 окончил Моск. консерваторию по классу фп. П. А. Пабста (ранее занимался у А. И. Зилоти) и композиции (1897, у М. М. Ипполитова-Иванова, занимался также у А. С. Аренского и у С. И. Танеева - по контрапункту). В 1906-61 профессор по классу фп., в 1936-59 зав...
(Gombert) Николас (между 1480 и 1500, вероятно, Юж. Фландрия (по нек-рым источникам, Брюгге, Бельгия, или Ла-Горг, Франция) - ок. 1556) - нидерл. композитор; возможно ученик Жоскена Депре. Имя Г. встречается в списке певчих придв. капеллы Карла V, датируемом 1526; с 1529 руководил хором мальчиков. Сопровождал императора в путешествии из Испании в Сев. Италию, Австрию, Германию. Г. написал более 10 месс, ок. 160 мотетов, 8 магнификатов, ок. 60 шансон, итал. мадрига...
в нотном письме объединение вязками ("рёбрами") нот небольшой длительности в ритмич. группы (фигуры). В инстр. музыке в простых метрах ритмич. группы обычно равны долям такта; в сложных и смешанных метрах ритмич. группы соответствуют простым размерам, входящим в состав метров. Г. н. облегчает чтение нотного текста. В вок. партиях ноты группируются по слогам текста, однако если на каждый слог приходится по одному звуку мелодии, они не объединяются в ритмические группы.
[/LIN...
музыка, предназначенная для слушания или исполнения детьми. Лучшие образцы её характеризуются конкретностью, живым поэтич. содержанием, образностью, простотой и чёткостью формы. Инструментальной Д. м. свойственны программность, элементы изобразительности, звукоподражания, танцевальность, маршевость, простота муз. фактуры, опора на фольклор. В основе муз. произв. для детей часто бывают нар. сказки, картины природы, образы животного мира. Существуют разл. виды Д. м. - песни, хоры, инс...
(Kochan) Гюнтер (p. 2 X 1930, Луккау, близ Котбуса) - нем композитор (ГДР) Чл. Нем академии иск-в (1965). В 1946-50 учился в Высшей школе музыки в Берлине у К. Ф. Нётеля, Г. Вунша и Б Блахера; в 1950-53 - в Немецкой академии иск-в (класс композиции X. Эйслера) С 1950 преподаватель теории музыки, затем композиции Высшей школы музыки в Берлине (с 1967 профессор). Ему принадлежат орк., камерно-инстр. произв., а также разл. концерты, вошедшие в репертуар мн. нем. исполнителей В творчест...
Владимир Яковлевич (р. 1 VI 1926, Краснодар) - сов. певец (бас). Нар. арт. УССР (1972). Учился в консерваториях Алма-Аты и Минска; ученик А. М. Курганова и Е. Э. Витинга. В 1953-60 солист Белорусского, в 1960-63 - Азербайджанского, с 1963 - Львовского т-ров оперы и балета. Среди партий: Досифей, Борис Годунов, Кочубей, Мельник, Кончак; Собакин ("Царская невеста"), Мефистофель, Дон Базилио; Захар Беркут ("Золотой обруч" Лятошинского), Валько ("Молодая гвардия" Мейтуса....
(от. лат. ornamentum - украшение) - звуки относительно мелкой длительности, украшающие осн. мелодич. рисунок. В О. входят соответств. рода пассажи, тираты, фигурации, фиоритуры. К сфере О. относят также тремоло, вибрато. К ней примыкают и нек-рые виды ненотированных ритмич. изменений, осуществляемых в процессе исполнения, - рубато, ломбардский ритм и т.н. неравновеликие ноты (notes inйgales). Последние применялись во франц. клавесинной музыке 1...
(от позднелат. partes - голоса, мн. ч. от лат. pars - часть, участие, в переносном смысле - хоровая партия) - стиль рус. и укр. многоголосной хор. музыки. П. п. было перенесено в Россию с Украины в сер. 17 в., официально утвердилось со времени приглашения в Москву укр. церк. певчих (1652), но практиковалось и раньше; просуществовало вплоть до последней четверти 18 в., получив распространение по всей России. Термины "П. п.", "партес", "портес" установились в 17 в., что подтверждается...