Улигер

Название бурят. и монг. героич. эпоса (возник на мифологич. основе в начале н. э.). Осн. тема У. — борьба за процветание народа, победа героич. личности над злыми силами. Крупнейшим У. является эпопея "Гэсэр" (содержит более 22 тыс. стихотворных строк). Первая публикация монг. варианта Гэсэриады относится к 1836 и принадлежит акад. Я. И. Шмидту. Бурят. "Гэсэр" впервые был записан Ц. Жамцарано в 1906.

У. слагались и исполнялись нар. певцами-сказителями — улигершинами. Каждый сказитель владел одним или неск. типовыми улигерными напевами, усвоенными им вместе с текстами У. от предшествующего поколения сказителей или от своих учителей, и на эти напевы исполнял все У. своего репертуара.

В исполнении героич. эпоса зап. бурят различаются две традиции: эхирит-булагатская и унгинская. Сказители пели У. речитативом, унгинские в отд. случаях сопровождали своё пение игрой на бурят. нац. инструменте — хуре. В исполнении У. эхирит-булагатскими сказителями активное участие принимали сами слушатели: перед началом У. они гетерофонным хором пели "призывные песни" ("угталгын дуун"), в к-рых призывали и встречали улигерных героев, в конце — "напутственные песни" ("удэшэлгын дуун"), а в процессе повествования, во время кратковременных остановок и отдыха сказителя они исполняли т. н. "заполнение пауз" ("сэг даралга"), прославляя героя У. К развитию сюжетной линии эпич. произв. эти хор. вставки прямого отношения не имели. Своеобразной была исполнит. традиция у вост. бурят (наиболее древняя и архаичная, она перекликается с эпосом тунгусо-маньчжурских и нек-рых тюркских народов). Речитативное пение всего У. (позже прозаич. пересказ) перемежалось хор. пением монологов ("туурээлгэ") улигерных персонажей. Исполнение У. было насыщено драм. элементами: улигершин изображал героев и персонажей эпоса, изменяя интонации, силу и тембр своего голоса, пользуясь мимикой и звукоподражанием (особенно в "туурээлгэ"). У. приписывали сверхъестественное, небесное происхождение, и поэтому они исполнялись только ночью и сопровождались разл. обрядами.

В 20 в. известностью пользовались улигершины М. Эмегенов, П. Тушемилов, П. Петров, П. Дмитриев, А. Тороев, Г. Тыхеев и др. На основе У. написаны первая бурят. нац. опера "Энхэ — Булат-батор" Фролова (1940), муз. драма "Баир" Берлинского (1940), балет "Сын Земли" Батуева (1967), симф. поэма "Гэсэр" (1969) и симф. У. "Ленин" (на слова улигершина А. Тороева, 1970) Андреева и др.

Литература: Козин С. A., Эпос монгольских народов, М.-Л., 1948; Уланов А. И., К характеристике героического эпоса бурят. Улан-Удэ, 1957; его же, Бурятские улигеры, Улан-Удэ, 1968; Шаракшинова Н. О. (сост.), Героический эпос о Гэсэре, Иркутск, 1969; Хомонов М. П., Бурятский героический эпос "Гэсэр", Улан-Удэ, 1976.

Д. С. Дугаров.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Улигер — Эпическое богатырское сказание у бурят. У монголов известен под названием Ульгэр. Исполняется сказителями под аккомпанемент бурятского национального инструмента — хура. Насчитывает от 150 до 25 000 стихотворных строк. Известно более 250... Большая советская энциклопедия