Унгер К.

Унгер-Сабатье (по мужу — Сабатье; Unger, Ungher, Unger-Sabatier) Каролина (28 X 1803, Штульвейсенбург, ныне Секешфехервар, Венгрия — 23 III 1877, вилла под Флоренцией) — австр. певица (меццо-сопрано, контральто). Пению училась у А. Ланге и И. М. Фогля, затем в Милане у Дж. Ронкони. В 1821 дебютировала на оперной сцене в Вене в партии Дорабеллы ("Так поступают все" Моцарта). Творч. общение с Л. Бетховеном сыграло значит. роль в судьбе певицы — У. участвовала в первом исполнении его 9-й симфонии и Kyrie, Credo, Agnus Dei из "Торжественной мессы" (7 и 23 мая 1824, "Кернтнертортеатр", Вена). Артистич. деятельность У. проходила в основном в Италии (здесь её называли Карлоттой У.). В 1825 пела в Неаполе в т-рах "Дель Фондо" и "Сан-Карло", в 1827-30 — в Милане в "Ла Скала" (дебютировала в опере Дж. Россини "Елизавета, королева Англии"), затем с огромным успехом — в Турине, Болонье, Риме, Флоренции, Венеции и др., в 1833-34 — в Париже (где выступила в партии Ромео в опере В. Беллини "Капулети и Монтекки"), позднее — в Вене (1837-40), Дрездене (1840-42). Была первой исполнительницей гл. партий (меццо-сопрано) в операх, написанных специально в расчёте на её голос и артистич. дарование композиторами В. Беллини ("Чужестранка", Милан, 1829), Г. Доницетти ("Паризина", Флоренция, 1833; "Велизарий", Венеция, 1836), С. Меркаданте ("Два знаменитых соперника", Венеция, 1838) и др. В 1843 оставила сцену.

Одна из выдающихся представительниц школы бельканто, У. обладала сильным, сочным, выразит. голосом, несколько резким в верхнем регистре. Её исполнение отличалось высоким пафосом, ярким темпераментом. Среди многочисл. партий: Розина, Норма; Анна Болейн, Мария ("Анна Болейн", "Мария ди Руденц" Доницетти). Выступала и как конц. певица.

Литература: Trionfi Melodrammatici di Carolina Ungher in Vienna, W., 1839; Hartwig О., Fr. Sabatier und Caroline Sabatier-Unger, "Deutsche Rundschau", 1897, Bd 92; Monaldi G., Cantanti celebri (1829-1929), Roma, 1929; Polgбr F. M., Ungher-Sabatier, Bdpst, 1941; Sabatier P., La cantatrice Caroline Ungher, "Revue musicale de la Suisse Romande", 1963, v. 17, No 6.

Ю. В. Крейнина.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me