Увеличенный лад

Тип симметрич. лада, в основе к-рого лежит большетерцовый аккорд (увеличенное трезвучие; отсюда название). Структура У. л. представлена 3 осн. видами, в зависимости от 3 гл. форм изложения звукового материала лада (осн. тоны аккордов, мелодич. звукоряд, группа): аккордовым, мелодическим, групповым. Аккордовый У. л. характеризуется расположением 3 аккордов (обычно однотипных по структуре) по ряду больших терций; мелодич. У. л. — мелодич. движением по одному из специфич. звукорядов, образованных делением 12 полутонов октавы на три равные и единообразные по структуре части (в полутонах, напр.: 3 + 1, 3 + 1, 3 + 1 или 2 + 1 + 1, 2 + 1 + 1, 2 + 1 + 1); групповой У. л. — применением специфич. звукорядов в смешанном, "диагональном" (горизонтально-вертикальном) измерении. Образцы 3 видов У. л.:

Увеличенный лад

Н. А. Римский-Корсаков. "Золотой петушок". Действие 1-е.

Увеличенный лад. Рис. 1

H. А. Римский-Корсаков. "Снегурочка". Пролог.

Увеличенный лад. Рис. 2

О. Meссиан. Тема с вариациями для скрипки с фортепьяно.

Термин и теория У. л. принадлежат Б. Л. Яворскому.

См. Симметричные лады, Ладовый ритм, Уменьшённый лад, Целотоновый лад.

Литература: см. при ст. Симметричные лады.

Ю. Н. Холопов.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me