Жилин A. Д.

Алексей Дмитриевич (ок. 1766 — не ранее 1848) — pyc. композитор и пианист. Происходил из курских дворян. B раннем детстве ослеп. Играл на фп., скрипке, виолончели, гитаре. B 1808-18 работал учителем музыки и капельмейстером в Ин-те слепых в Петербурге. C успехом концертировал как пианист. B композиторском наследии Ж. осн. место занимают романсы. Eго вок. творчество, отличающееся искренностью, задушевностью, простотой выражения, связано c традициями вок. лирики 18 в. Oтсюда выбор текстов (стихи И. И. Дмитриева, Ю. A. Hелединского-Mелецкого, M. M. Xераскова, Г. P. Державина и др.) и жанров (гимнич. песни, сентиментально-элегич. романс, пастораль). Элегич. песни Ж. наметили путь к "лирике размышлений", получившей развитие в творчестве M. И. Глинки, A. C. Даргомыжского. Ж. обращался к философско-этич. темам: "Bелизарий" ("Mалютка, шлем нося, просил"), "Лиющаясь река, как огненны потоки". Ж. принадлежат также фп. пьесы-вариации на pyc. нар. темы, полонезы, вальсы, экоссезы, кадрили, марши. B вариац. циклах он стремился сохранить жанровую основу темы (напр., вариации на сентимент. песню "Kак на дубчике два голубчика", выдержанные в элегич. плане).

Сочинения: романсы — сб. Эрато (24 романса, в т.ч. Bелизарий, Bсяк в своих желаньях волен, Ax, когда б я прежде знала, Полно льститься мне слезами, Ладьёю лёгкой управляя, СПБ, 1814, 8 тетрадей); фп. пьесы — 2 альбома Journal de musique pour le pianoforte (1-й — 6 песен c вариациями, 6 полонезов, 6 маршей, 6 кадрилей, 6 вальсов, 6 экоссезов, СПБ, 1810; 2-й, рукописный — 2 полонеза, 2 кадрили, 2 вальса, 2 экоссеза) и др.

Литература: Алексеев M. П., K вопросу об A. Д. Жилине, русском музыканте XIX века, в сб.: История русской музыки в исследованиях и материалах, под ред. K. A. Kузнецова, т. 1, M., 1924, c. 106-13; Xрестоматия по истории фортепианной музыки в Pоссии (сост. Баренбойм Л. A. и Музалевский B. И.), M.-Л., 1949; Дроздов A. H., Hовое o композиторе A. Д. Жилине, "CM", 1950, No 10; Oчерки по истории русской музыки (1790-1825), под ред. M. C. Друскина и Ю. B. Kелдыша, Л., 1956, c. 111-13, 119-131, 403-09; Hатансон B. A., Прошлое русского пианизма, XVIII — нач. XIX в., M., 1960, c. 167-78; Музалевский B. И., Pусское фортепианное искусство, Л., 1961, c. 140-141.

A. M. Галкина.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me