Жоливе А.

(Jolivet) Андре (р. 8 VIII 1905, Париж) — франц. композитор. Занимался у П. Ле Флема (гармония, контрапункт, фуга) и Э. Вареза (композиция, инструментовка, акустика). В 1935 вместе с О. Мессианом и Даниель-Лесюром основал об-во камерной музыки "Спираль" ("La Spirale"), в 1936 вместе с теми же музыкантами и И. Бодрие — группу "Молодая Франция". В 1945-59 музыкальный директор парижского театра "Комеди Франсез". С 1966 профессор (класс композиции) Парижской консерватории. Ж. выступает и как дирижёр (гастролировал в Европе и США). Посетил СССР (1954, 1966, 1967, 1969). Ж. — один из виднейших совр. франц. композиторов. Выступая за решительное обновление выразит. средств музыки, Ж. широко использует разл. ладовые системы, включая лады и ритмы стран Африки и Азии, экзотич. океанских островов. В его произв. встречаются элементы политональности и атональности, применяются методы сонорной организации звуков (см. Соноризм).

Сочинения: опера — Долорес, или Чудо безобразной женщины (Dolores, ou Le Miracle de la femme laide, 1942, исп. по радио, 1947); балеты — Четыре истины (Les Quatre vйritйs, 1941, т-r "Гранд-Опера", Париж), Гиньоль и Пандора (1944, там же), Незнакомка (L'Inconnue, 1950, там же), Ариадна (1964) оратории, в т.ч. Правда о Жанне (La Vйritй de Jeanne, текст А. Жоливе, 1956, Донреми); кантаты — Последнее искушение Жанны д'Арк (La Tentation derniиre de Jeanne d'Arc, 1941) и др.; для орк. — 3 симфонии (1953, 1959, 1964), прелюд Космогония (1938, исп. 1947, Париж), Пять ритуальных танцев (1939, исп. 1942, Париж), Симфония танцев (1940), симф. поэма Психея (1946), Трансокеанская сюита (1955), Французская сюита (1957), Великолепные любовники (Les amants magnifiques, вариации на тему Люлли, 1962), и др.; концерты с орк. — для электрич. муз. инструмента Волны Мартено (1947), для трубы (со струн. орк. и фп., 1948), для флейты (1949), для фп. (1950), для арфы (1952), для фагота (1954), для ударных (1958), 2 для влч. (1962; 1966, посв. М. Ростроповичу); камерно-инстр. ансамбли — Маленькая сюита для флейты, альта и арфы (1941), Рапсодия для 7 инструментов (1957), Концертная сюита для флейты и ударных (1965); для фп. — 2 сонаты (1945, посв. Б. Бартоку; 1957) и др.; пьесы для скр.; для альта, в т.ч. 5 эклог (1967); песни; музыка к спектаклям драм. т-р а, в т.ч. "Мнимый больной" Мольера (1944), "Британник" Расина (1946), "Ифигения в Авлиде" Еврипида (1949); музыка к фильмам и др.

Литературные сочинения: L. van Beethoven, P., 1943.

Литература: Шнеерсон Г., Французская музыка XX века, М., 1964, 1970; Dйmarquez S., A. Jollvet, P., 1957; La vйritй de Jeanne, "RM", 1957, No 237 (Spec. No); Gavoty В., Le-sur D., Pour ou contre la musique moderne?, P., 1957; рус. пер. — Жоливе A., Интервью, в сб.: Музыка и время. Мысли о современной музыке, (вып.) 1, сост. Шнеерсон Г. M., M., 1970; Delahaye С, Le message d'A. Jolivet, "SMZ", Z., 1958, XCVIII, S. 152-59; Roy J., Prйsences contemporaines. Musique franзaise, P., 1962; Gоlйa A., Die zwei Welten A. Jolivets, "NZfM", 1965, CXXVI.

C. M. Грищенко.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me