Зеленьский М.

(Zielenski) Миколай (около 1550-1615) — польский композитор. Сведений о жизни З. очень мало. С 1608 дирижёр и органист капеллы примаса в Ловиче. Учился в Риме. В 1611 в Венеции был издан сб. в 2 томах, включающих 121 его церк. произв. — "Оффертории на весь церковный год" ("Offertoria totius anni"), в к-рых используется форма духовной симфонии (simphoniae sacrae) и "Коммунионес на весь церковный год" ("Communiones totius anni"), содержащий также 12-голосный магнификат для трёх 4-голосных хоров и 3 фантазии для инстр. ансамбля, обнаруживающие влияние вок.-инстр. музыки венец, школы (богатая инстр. фигурация голосов). З. — первый в польск. музыке представитель зрелой многохорной техники в духе сочинений Дж. Габриели. Инстр. фантазии З. являются первыми в польск. музыке произв. типа канцон. Сочинения З., записанные в виде партий отд. голосов, хранившиеся в б-ках Кракова и Вроцлава, во время 2-й мировой войны 1939-45 были раскомплектованы, сохранилась лишь "Partitura pro organo". Произв. З. изданы в сб. "Памятники духовной музыки в Польше" ("Monumenta Musicae Sacrae in Polonia", ред. Ю. Сужиньский, тт. 1-2, 1885-87) и в серии "Музыкальные памятники в Польше" ("Monumenta Musicae in Polonia", ред. В. Малиновский, 1966, среди них — "Партитура для органа"; Wydawnictwo Dawnej Muzyki Polskiej, z. III, XII, XXX и др.).

Литература: Szczepanska M., О dwunasta glosowym "Magnificat" M. Zielenskiego, "Polski Rocznik Muzykologiczny", Warsz., t. 1, 1935, s. 28-53; Duniсz J. J., Do biografii M. Zielenskiego, там же, t. II, Warsz., 1936, s. 95-97; Reese G., Music in the Renaissance, N. Y., 1954, p. 753; Z dziejуw polskiej kultury muzycznej (praca zbiorowa), t. 1, Kr., 1956, s. 106-108, 182-85; Malinоwski Wl., "Partitura pro organo" M. Zielenskiego, в кн.: Prace Instytutu Muzykologicznego Uniwersytetu Warszawskiego, t. 1, Warsz., 1959; Monumenta musicae in Polonia, Opera omnia, Kr., 1966 (red. M. Malinowski).

З. Лисса.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me