Зеркальная реприза

Реприза, в к-рой тематич. материал 1-й части воспроизводится в обратном (как бы отражённом в зеркале) порядке. Чаще всего З. р. применяется в сонатной форме. В таких сонатных allegri реприза начинается с побочной партии, и лишь после неё излагается главная (В. А. Моцарт, Соната для фп. D-dur, K.-V. 311, ч. 1; Н. Я. Мясковский, Симфония No 5, ч. 1; Д. Д. Шостакович, Трио для фп., скрипки и влч., финал). З. р. возможна и в сложной трёхчастной форме. В этом случае простой двухчастной форме 1-й части AB отвечает обратное соотношение материала ВА в репризе (Ф. Шуберт, песня "Приют"). Сложная трёхчастная форма с З. р. (схема AB с1 ВА) близка концентрической форме.

Приближается к концентрич. форме и сонатная форма с З. р. и эпизодом вместо разработки (Р. Вагнер, увертюра к опере "Тангейзер", где концентричность формы усилена общим обрамлением сонатной части произв. хоральными вступлением и заключением).

Литература: см. при статье Форма музыкальная.

В. П. Бобровский.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me