ЛЕБЕДЬ

В мифопоэтической традиции образ Л. тесно связан с Афродитой, Аполлоном, Зевсом, Ледой, Орфеем, Брахмой, Сарасвати и др., со святыми, например с шотландским святым Катбертом, обычно изображаемым на скале в святой земле в обществе Л. и выдры. Особое значение имеет мотив обращения в Л. громовержца Зевса, увлеченного красотой Леды, который является вариантом и трансформацией мифологемы о космическом яйце (см. ЯЙЦО МИРОВОЕ; ср. яйцо Брахмы в индийской мифологии) и составляет часть мифологического и сказочного сюжета, имеющего варианты о метаморфозе Л. в девицу и девицы в Л.: Л. оставляет на берегу одежду из перьев, обладающую магическими свойствами, и в виде девицы купается в озере (море); прекрасный юноша похищает одежду, девица не может вернуть себе свой прежний облик и становится женой юноши, ставя ему некое условие табуистического характера; юноша случайно нарушает табу, его жена обретает одежду из перьев, превращается в Л. и улетает в свое царство, за море, унося с собой весну, солнце, плодородие. В одной румынской рождественской колядке «лебединая» девица требует от юноши, чтобы он совершил путешествие на небо и добыл брачный венец и птицу, которая пела бы на их свадьбе; святой Василий в раю одаривает юношу, и тот возвращается к деве-Л. Сюжет брака человека с животным (птицей) распространен у многих народов, он нашел отражение и в ряде фольклорных образов (царевна-лебедь, герой, превращающийся в Л., например, в ряде русских сказок, и т. д.) и в именослове [ср., напр., «лебединое» имя Сванхильд в скандинавских мифах, а также имя Кикн (греч. κύχνος «лебедь»)], у ряда персонажей греческой мифологии (см. в ст. КИКН). Л. связан и с солнцем; так, в «Тайттирия-брахмане» (III 10, 9, 11) некий риши (мудрец) силой своего знания превращается в золотого Л., летит на небо и соединяется с солнцем. Одна из наиболее разработанных и освоенных литературой мифологем — умирающий Л., который в минуту смерти взмывает вверх, навстречу небу и солнцу, издает последний крик («лебединая песня», ср. античную легенду, получившую законченную форму у Эсхила — Agam. 1446 и Цицерона — De oratore, 3, 2, в и др.) и, мертвый, низвергается в воду. Образ Л. выступает как символ поэта, певца и высоты поэзии (ср. «Лебедь» Г. Р. Державина, «Царскосельский лебедь» В. А. Жуковского). Эта символика в своей основе связана и с представлением о способности души странствовать по небу в образе Л., выступающего как символ возрождения, чистоты, целомудрия, гордого одиночества, мудрости, пророческих способностей, поэзии и мужества, совершенства, но и смерти. В связи с этим особенно важно противопоставление в мифе и сказке белого и черного Л. (жизнь — смерть, добро — зло). Нередко темные силы маскируются образом белого Л., вслед за этим обычно следует их разоблачение (ср. пословицу о лебедях, оказавшихся гусями, как актуализацию мотива обманутых обещаний, неподлинности, лживости). Противопоставление этих начал нередко реализуется в орнитологическом коде — Л. и ворон (ср. игру в ворона, преследующего лебедей, а также австралийский миф о том, как горные вороны бросали свои перья на раненых, лишенных перьев братьев, превращая их в черных Л.), Л. и совы, Л. и ласточки. Образ Л. используется и как элемент астрального кода; так, в римской мифологии Цигнус (Cygnus, букв. «лебедь») оказывается на небе как северное созвездие Млечного пути. Иногда Л. выступает в качестве тотема: якуты вели свое происхождение от девицы-Л., бурятские роды Шарят и Харят — от брака шамана с девицей-Л., небесный владыка австралийских аборигенов Байаме происходил от рода черных Л. В отдельных случаях образ Л. приобретает редкие значения. В кетском мифе Л., сопровождающие Томэм, выступают как вестники весны и тепла. Мифологические значения Л. клишируются в геральдике и (шире) в поэтической символике произведений прикладного искусства (Л. как знак поэта; Л. под лавровым деревом; Л., поющий при веянии ветерка; Л., поющий на гробнице; два Л. у кипариса, к которому прислонена лира; Л., падающий в воду, и молния; Л. на водах; Л. и орел, от которого он отворачивается, и т. п.). Ср. также широкое использование образа Л. в фольклоре (при описании женской красоты) и в поэзии, где углубляются традиционные образы (ср. тему царственности и смерти в «Лебеде» Р. М. Рильке) или строятся новые (Л. как символ протеста против низкой действительности у Ш. Бодлера).Образы Л. и «лебедь-девицы» популярны в искусстве символизма и «модерна» (С. Малларме, Э. Мунк, М. А. Врубель и др.); в 20 в.- в иллюстрациях А. Матисса.Лит.: Funk and Wagnalls standard dictionary of folklore, mythology and legend, N. Y„ 1872, p. 1091; Jobes G., Dictionary of mythology, folklore and symbols, pt 2, N. Y., 1962, p. 1616-17; Henkel A., Shone A., Emblemata. Handbuch der Sinnbildkunst des 16. und 17. Jahrhunderts. Stuttg., 1967, 8. 815-18. В. Н. Топоров.

Источник: Мифологическая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. лебедь — -я, м. и (народно-поэт.) лебедь, -и, ж., мн. лебеди, -ей. 1. Водоплавающая перелетная птица сем. утиных, с белым (реже черным) оперением, с длинной, красиво изогнутой шеей и плавными движениями. Малый академический словарь
  2. лебедь — Ле́бедь/. Морфемно-орфографический словарь
  3. Лебедь — I Ле́бедь Дмитрий Захарович [9(21).2.1893—30.10.1937], советский государственный и партийный деятель. Член Коммунистической партии с 1909. Родился в деревне Елецко-Николаевке, ныне Новомосковского района Днепропетровской области, в семье рабочего. Большая советская энциклопедия
  4. лебедь — орф. лебедь, -я и (нар.-поэт.) -и и (созвездие) Лебедь, -я Орфографический словарь Лопатина
  5. лебедь — Древнерусское – лебедь. Слово известно с XI в. Ведет свое происхождение от индоевропейской основы lebedь в значении «белый». Во многих славянских языках встречается в форме, близкой к индоевропейской основе. Этимологический словарь Семёнова
  6. Лебедь — (Cygnus) Заметное созвездие в северной части Млечного Пути в форме удлиненного креста, напоминающее летящего лебедя. Оно входило в состав 48 созвездий, перечисленных Птолемеем (ок. 140 г. н.э.), и иногда называется Северным Крестом. Большой астрономический словарь
  7. Лебедь — Евр. слово тиншемет (Лев 11:18; Втор 14:16), переданное в Синод. пер. как «лебедь», обозначает, видимо, сову, а именно сипуху (Tyto alba). Птица считалась нечистой. Библейская энциклопедия Брокгауза
  8. лебедь — Двадцатипятирублевая купюра Словарь воровского жаргона
  9. Лебедь — Название этой благородной птицы «мирного властелина озер», встречается в Св. Писании только дважды (Лев 11:18, Вт 14:16), где, впрочем, она отнесена к разряду птиц нечистых. В Свящ. Библейская энциклопедия архим. Никифора
  10. лебедь — Общеслав. Суф. производное от той же основы, что и лебеда, лат. albus «белый», нем. Эльба и т. д. Исходное *elbedь > лебедь, как Эльба > Лаба. Птица названа по белому цвету оперенья. Этимологический словарь Шанского
  11. ЛЕБЕДЬ — ЛЕБЕДЬ (Cygnus), одно из наиболее отчетливых созвездий, часто называемое СЕВЕРНЫМ КРЕСТОМ. Научно-технический словарь
  12. лебедь — Белогрудый, белокрылый, белопенный (устар. поэт.), белоснежный, белый, благородный, важный, величавый, величественный, горделивый, гордый, одинокий, светлый, статный. Словарь эпитетов русского языка
  13. лебедь — • Безмятежно-серебристый (Бальмонт). • Белая (Блок, Брюсов, Шумахер). • Белый (Плещеев, Белый). • Белогрудый (Жуковский). • Белокрылый (Жуковский, Мельн.-Печерский). • Белоснежный (Мельн-Печерский, Пушкин, Эртель). • Величавый (Жуковский, Батюшков). Словарь литературных эпитетов
  14. лебедь — ЛЕБЕДЬ -я; м.; (нар.-поэт.) ЛЕБЕДЬ, -и; мн. лебеди, род. -ей; ж. 1. Водоплавающая перелётная птица сем. утиных, с белым (реже чёрным) оперением, с длинной, красиво изогнутой шеей и плавными движениями. Стая лебедей. Гнездо лебедя. Толковый словарь Кузнецова
  15. лебедь — Л’ЕБЕДЬ, лебедя, ·муж., и ЛЕБЕДЬ, лебеди, ·жен. 1. ·муж. (в ·нар.-поэт. языке ·жен. ). Большая красивая водяная птица, с длинной шеей и плавными движениями. «Да вновь увижу я ковры густых лугов... Толковый словарь Ушакова
  16. лебедь — Иногда слова очень далеко в своем звучании уходят от своих корней: лебедь родственно латинскому albus – "белый" (см. Альбион). В том или ином виде слова, восходящие к этому корню... Этимологический словарь Крылова
  17. лебедь — ЛЕБЕДЬ м., иногда, особ. в песне ж. лапчатая водяная птица Cygnus; у нас его два вида, кликун (желтоносый), C. musicus; шипун (красноносый), C. gibbus, olor. || Одно из северных созвездий. || Ласкательное прозвище, особ. молодой пригожей женщины. Толковый словарь Даля
  18. ЛЕБЕДЬ — ЛЕБЕДЬ (лат. Cygnus) — созвездие Сев. полушария с яркой звездой Денеб. В Лебеде обнаружены 2 источника рентгеновского излучения CygX-1 CygX-2, первый из которых, возможно, связан с черной дырой. Большой энциклопедический словарь
  19. лебедь — 1. лебедь I м. Водоплавающая перелетная птица семейства утиных с длинной гибкой шеей. II м. нар. поэт. Употребляется как ласковое обращение к девушке или к женщине. 2. Лебедь I м. Толковый словарь Ефремовой
  20. лебедь — ле́бедь м., ж., укр. ле́бiдь, род. п. ле́бедя, блр. ле́бедзь, русск.-цслав. лебедь κύκνος (ХI в.), болг. ле́бед (Младенов 271), словен. lebéd. В основе этого слова лежит, вероятно, форма с редукцией от *olbǫdь, представленного в сербохорв. ла̏бӯд, словен. Этимологический словарь Макса Фасмера
  21. лебедь — ЛЕБЕДЬ, я, мн. и, ей, м. и (устар. и в народной словесности) и, мн. и, ей, ж. Большая водоплавающая птица сем. утиных с длинной, красиво изогнутой шеей. Белый л. • Лебедь, рак и щука (разг. ирон. Толковый словарь Ожегова