Энциклопедия мифологии

Омела

Омела
О. - вечнозелёное растение, растущее на ветвях различных деревьев, в различных мифопоэтических традициях выступает как символ жизни. Римские писатели (Цезарь, Плиний Старший и др.) описывают окружённый таинственностью друидский ритуал собирания О. Вергилий в «Энеиде» (VI) сообщает о том, как Эней по совету Сивиллы добывает ветвь О. («золотую ветвь»), приносит её в жертву Просерпине и попадает в подземное царство для свидания со своим отцом (ср. отражение соответствующего сюжета в картинах Дж. М. У. Тёрнера «Золотая ветвь», «Эней и Сивилла - Авернское озеро», «Озеро Неми»). Дж. Фрейзер связывал ритуал добывания О. друидами и «золотой ветви» Энеем с обычаем, при котором жрец святилища Дианы на озере Неми убивал своего предшественника (этот обычай Фрейзер связывал с ритуальным убийством царя растительности). В развитие идеи Фрейзера в литературе высказывалось мнение о срезании О. с дуба как символическом обряде лишения мужской силы старого царя, совершаемом его преемником. В этом смысле об О. можно говорить и как о сексуальном символе, образе жизни обвитого ею дуба. В мифопоэтическом сознании О., вероятно, могла связываться и с солнцем: именно этой связью можно объяснить обычай срезать О. во время летнего и зимнего солнцестояний, соотносимых соответственно с жизнью и смертью (ср. смерть скандинавского Вальдра от прута из О.). В этом контексте показательна и одна из эпиклес Аполлона - Иксиос, т. е. букв. «омеловыи» (от греч. ιχός, «омела»). Широко распространённый обычай целоваться под О. на рождество часто рассматривают как пережиток фаллических ритуалов (ср. близкие по времени сатурналии) или отражение некоторых архаичных свадебных обрядов (двойные листья или ягоды О. обычно символизируют высшую плодотворную потенцию и т. п., иногда небесных близнецов; кельтские друиды почитали ягоды О. как оплодотворяющую росу божественного происхождения). Добывание О. в канун рождества в ряде традиций и поныне является ритуалом, в определённой мере напоминающим друидский. Вместе с тем бытуют представления, что срезание ветви О. является опасным. Ветвями омелы украшают дома снаружи и внутри, её ветки (или изготовленные из омелы фигурки) развешивают в помещениях для скота с целью изгнания злых духов и ведьм и т. п. Согласно многочисленным поверьям «золотая ветвь» О. способна помочь отыскать золотой клад или открыть замок, а напиток из О. обеспечивает человеку неуязвимость. Широко известно использование О. в магии и народной медицине, где она относится к растениям Иоанна Крестителя и считается всеисцеляющим средством.
Лит.: Фрэзер Дж.. Золотая ветвь, пер. с англ., М., 1980; Graves R., White Goddess, N. Y., 1948, p. 48 и сл.; Funk and Wagnalls standard dictionary of folklore, mythology and legend, v. 2, N. Y., 1950, p. 731-32; Jobes G., Dictionary of mythology, folklore and symbols, pt 2, N. Y., 1961, p. 1111.
В. Н. Топоров.

(Источник: «Мифы народов мира».)

См. также `Омела` в других словарях
1. Южное растение.
2. Зеленое паразитическое образование на деревьях, ставшее символом плодородия, жизни и защиты.
3. Вихорево гнездо, птичий клей, дубовые ягодки.
4. Вечнозеленый кустарник из семейства ремнецветных, паразитирующий на тополях, дубах, липах.
5. Тропическая ветвь к Рождеству.
6. Это растение известно также под названиями дубовые ягоды или птичий клей.
7. Поселяясь на верхушке дерева или на его ветвях и разрастаясь зелёным, в большинстве случаев густым кустом, это растение является в виде так называемой «метлы ведьмы».
8. Лекарственное растение.
9. От стрелы из прута этого растения погиб в скандинавской мифологии бог Бальдр.
омела Общеслав. Соврем. форма — из *emela (см. ольха). Суф. производное от той же основы em-, что и ęti, jьmǫ «брать, беру» (см. взять). Омела буквально (ср. диал. омела «птичий клей») — «хватающая». Из коры и ягод этого кустарника добывался клей для ловли птиц. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа 2004
Омела
         вечнозеленое растение, растущее на ветвях различ. деревьев, в различ. мифопоэтич. традициях выступает как символ жизни. Рим. писатели (Цезарь, Плиний Старший и др.) описывают окружен. таинственностью друидский ритуал собирания О. Вергилий в «Энеиде» сообщает о том, как Эней по совету Сивиллы добывает ветвь О. («золотую ветвь»), приносит ее в жертву Прозерпине и попадает в подзем. царство для свидания со своим отцом. В мифопоэтич. сознании О., вероятно, могла связ. и с солнцем; именно этой связью можно объяснить обычай срезать О. во время летнего и зимнего солнцестояний, соотносимых соотв. с жизнью и смертью. В этом контексте показательна и одна из эпиклес Аполлона — Иксиос, т.е. букв. «омеловый». Широко распростр. обычай целоваться под О. на рождество ча...
Омела род вечнозеленых полупаразитных кустарников или трав семейства омеловых. Ок. 100 видов, главным образом в тропиках и субтропиках Евразии, Африки и Сев. Австралии. Паразитируют на ветвях лиственных и хвойных деревьев, иногда причиняя им значительный вред.
Омела (Viscum)
род полупаразитных кустарников семейства ремнецветниковых. Растут на ветвях деревьев. Листья супротивные или мутовчатые, сидячие, цельные, кожистые. Цветки однополые (растения однодомные или двудомные), мелкие, зеленоватые, жёлтые или беловатые, большей частью по 3 в развилинах стебля, редко одиночные. Плод — белая, жёлтая, оранжевая или красная, чаще односемянная ягода; семена без кожуры, покрыты клейкой слизистой мякотью. Около 70 видов, главным образом в тропической и субтропической Африке, несколько — в тропической Азии, на С. Австралии, в Евразии. В СССР 2 вида: О. белая (V. album) — в средней и южной полосе Европейском части и на Кавказе; О. окрашенная (V. coloratum) — на Дальнем Востоке. У О. белой различают 3 подвида; один пар...
Смотреть `Омела` во всех словарях