АВТОРИТЕТ

АВТОРИТЕТ (от лат. auctoritas – суждение, совет, власть, образец) – в истории философии этическое понятие, означающее признанное влияние какого-либо лица или писания на жизнь других, тесно связанное с понятием средневекового авторства. Принцип креационизма, лежащий в основе христианского мировидения, предполагал автора бытия. Им считался Бог, возвестивший о созданном им мире в Священном писании, или Библии, которая была, таким образом, книгой-авторитетом. Тексты Библии являлись носителями Истины и потому использовались как средство верификации любых философско-теологичс-ских учений и как собрание примеров для правильной жизни. Авторитетами полагались также святые и лица, чьи писания были санкционированы для изучения, комментирования и воспитания (жития святых, трактаты, послания, молитвословия отцов церкви). Это означает, что помимо Писания авторитетом считалось и Предание. Понимание Предания в разных конфессиях неодинаково (в католицизме оно включает в себя святоотеческое наследие до Иоанна Дамаскина [ИОАНН ДАМАСКИН], в православии оно не ограничено временными рамками). К числу почитаемых текстов относились также и мирские авторитеты – поэтические, логические, философские сочинения древних языческих авторов, которые были признаны предвестниками христианского вероисповедания. В их число входили Платон [ПЛАТОН](прежде всего «Тимей»), Аристотель [АРИСТОТЕЛЬ](изначально «Категории», «Об истолковании», с 13 в.  – «Физика» и «Метафизика»), Вергилий, Овидий и пр.

Установка на авторитет тесно связана с историческими (генеалогическими, хронологическими), комментаторскими установками средневекового верующего разума, основная задача которого состояла в причащении Божественной истине. Такое отношение к авторитету было связано с тем, что в первые века христианства возник особый строй мысли, ориентированный на древность, святость и правильность, а потому авторитетность. Ранние отцы церкви (Климент Римский, Игнатий Богоносец, Поликарп Смирнский) вслед за апостолами начали создавать сыгравший большую роль в Средние века жанр посланий в форме назиданий, увещаний, притч, в которых формулировались этические максимы в связи с идеей спасения, определялись способы приобщения человека к правильной жизни, ставшие впоследствии церковными таинствами крещения, евхаристии, исповеди и молитвы. Необходимость этих тщательно прописанных процедур не доказывалась, а показывалась, что собственно и обосновывало их авторитетность. Любые доказательства, основанные на умозаключениях, перед лицом, неисповедимости истины суть ненадежный источник для познания Бога. Надежным является, как полагал Тертуллиан [ТЕРТУЛЛИАН], лишь тот источник, на который можно сослаться как на «свидетельство относительно смысла, происхождения, преемства и доказательства суждений» (Тертуллиан. О свидетельстве души.  – В кн.: Он же. Избр. соч. М., 1994, с. 83). Таковым является традиция, поскольку она не может быть вымышленной одним человеком, но есть нечто, принадлежащее всем. Хранитель традиции – душа обладающего речью человека. Душа дозволяет нерефлексированное употребление слов обыденного языка типа «что Бог даст», «если Бог захочет», «Бог рассудит». Высказывания такого рода превращают любую душу в свидетеля ее божественного происхождения, поскольку она открыто и свободно указывает на имя Бога. Понятая таким образом душа позволяет судить и об авторстве. В этом смысле она – пророчица, толковательница знамений, провидица событий. Она – первая авторитетная ступень познания, дарованного человеку Богом. Все последующие ступени опосредованы ею. Авторитетность души «говорит» в любом сочинении. Поскольку же в нем говорит душа, по природе близкая Богу, то необходимо доверять и своим, и тем более божественным сочинениям, ибо Писание хронологически возникло ранее других творений.

Опора на авторитет не является следствием слепой веры в догматы или иные церковные предписания. Напротив, с его помощью предполагалась возможность найти разумный ответ. Поскольку истина полагалась данной и возвещенной, то христианский ум изначально, как говорил Августин [АВГУСТИН], к ней «льнул», был ей причащен. Человеческий разум был верующим в разумную божественную реальность, а вера была разумной. Для средневековых интеллектуалов авторитеты были способом проверки собственного разума на правильность своих построений, суждений, умозаключений, которые могли, помимо прочего, оспаривать, критиковать сами авторитеты. Это обстоятельство нисколько не умаляло идеи авторитета, исходящей из коренящейся в душе традиционности мышления и действования.

Крушение «авторитетной» мысли началось с 13 в., когда с влиянием аверроизма [АВЕРРОИЗМаристотелизма произошло раздвоение истины на истины разума и истины веры. Разум с этого времени начинает утрачивать свое определение верующего, а вера перестает претендовать на звание разумной.

Авторитет в современном смысле предполагает уважение, достоинство, значимость в любой области жизнедеятельности.

Литература:

1. Карсавин Л.П. Культура средних веков. Пг., 1924;

2. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1979;

3. Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. М., 1995;

4. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада, М., 1992;

5. Неретина С.С. Верующий разум. К истории средневековой философии. Архангельск, 1995;

6. Gilson Ε. Christianisme et Philosophie. P., 1949;

7. Idem. Introduction à la philosophie chrétienne, P., 1960;

8. Idem. L’Esprit de la philosophie médiéval. P., 1978.

С.С.Неретина

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. авторитет — -а, м. 1. Общепризнанное значение, влияние. Пользоваться авторитетом. □ Петренко любил удивить командиров рот и бойцов своей выносливостью и постоянной бдительностью, полагая, вполне резонно... Малый академический словарь
  2. АВТОРИТЕТ — АВТОРИТЕТ — англ. authority; нем. Autoritat. 1. Общепризнанное значение, влияние лица или организации в различных сферах обществ, жизни, основанное на знаниях,нравственных достоинствах, опыте. Социологический словарь
  3. Авторитет — (нем. Autorität, от лат. auctoritas — власть, влияние) в широком смысле — общепризнанное неформальное влияние какого-либо лица или организации в различных сферах общественной жизни (например, воспитание, наука), основанное на знаниях... Большая советская энциклопедия
  4. авторитет — Немецкое – Autoritat. Латинское – auctoritas (влияние, власть). В русском языке слово «авторитет» стало известным с начала XVIII в., а широко употребительным – с начала XIX. Этимологический словарь Семёнова
  5. Авторитет — (от лат. auctoritas власть, влияние) — в зависимости от контекста: 1) человек, мнение которого пользуется широким признанием (например: "В.В. Бунак был очень авторитетным ученым"); 2) общепризнанное значение, влияние ("его авторитет высок"). Физическая антропология
  6. авторитет — (иноск.) — известный человек, свидетельство или мнение которого принимается слепо на веру, а также (придаваемое значение) доверие ко мнению кого-либо Ср. Я говорил Фустову как наставник, как старший брат... Фразеологический словарь Михельсона
  7. авторитет — • абсолютный ~ • безграничный ~ • большой ~ • высокий ~ • исключительный ~ • крупный ~ • непогрешимый ~ • непоколебимый ~ • непререкаемый ~ • огромный ~ • подлинный ~ Словарь русской идиоматики
  8. авторитет — АВТОРИТЕТ а, м. autorité f. 1. един. юр. Повеление, распоряжение. Сл. 18. Ведомость о действе флота гишпанского .. без сумнительно достоверна, понеже печатается она авторитетом гишпанского секретаря и из секретарской канцелярии исходит. Кантемир Рел. Словарь галлицизмов русского языка
  9. Авторитет — (лат. auctoritas — значение, влияние, власть) добровольно принимаемое индивидом влияние к.-л. лица, осн. на признании его достоинств. Выражается в способности носителя А. управлять мыслями и настроениями других людей, не прибегая к принуждению. Первыми... Педагогический терминологический словарь
  10. Авторитет — (нем. Autorimt, от лат. autoritas — власть, влияние, сила, достоинство) 1) влияние, к-рым пользуется группа или индивид в различных сферах жизни, основанное на признании ихопыта, знаний, др. Криминалистическая энциклопедия
  11. Авторитет — (от лат. auctoritas — право, власть) — общепризнанная значимость определенного лица, обществ. института или к.-л. текста, основанная на нравственных достоинствах, знаниях и т.п. Обычно различают эпистемический А. (А. знатока) и деонтический А. (А. Католическая энциклопедия
  12. авторитет — Значение, сила, вес, компетентность, компетенция, престиж; знаток Директор пользовался большим авторитетом Он один из первых авторитетов в нашей науке ср. !! достоинство, знаток см. >> достоинство, знаток, значение, ученый Словарь синонимов Абрамова
  13. авторитет — Авторите́т/. Морфемно-орфографический словарь
  14. авторитет — сущ., м., употр. сравн. часто (нет) чего/кого? авторитета, чему/кому? авторитету, (вижу) что? авторитет, чем/кем? авторитетом, о чём/ком? об авторитете; мн. что/кто? авторитеты, (нет) чего/кого? авторитетов, чему/кому? авторитетам, (вижу) что?... Толковый словарь Дмитриева
  15. авторитет — Заимств. через польское посредство из нем. яз. в Петровскую эпоху. Нем. Autorität передает лат. auctoritas «власть, сила». Этимологический словарь Шанского
  16. авторитет — орф. авторитет, -а Орфографический словарь Лопатина
  17. авторитет — При положительной оценке. Безграничный, большой, важный (устар.), всемирный, высокий, громадный, заслуженный, здоровый, исключительный, незыблемый, неколебимый, неограниченный, неопровержимый, неоспоримый, непогрешимый, непоколебимый, непреложный... Словарь эпитетов русского языка
  18. авторитет — АВТОРИТЕТ -а; м. [нем. Autorität из лат.]. 1. Общепризнанное значение, влияние. Иметь а. Пользоваться авторитетом. Завоевать, укрепить, потерять а. Большой, заслуженный, дутый, дешёвый а. А. учёного, государства. Подрыв авторитета. Толковый словарь Кузнецова
  19. авторитет — См. автор Толковый словарь Даля
  20. авторитет — авторитет I м. Тот, кто пользуется всеобщим признанием, доверием, уважением. II м. Общепризнанное значение, влияние кого-либо или чего-либо. III м. простореч. Член преступной группировки, обладающий властью среди криминалитета; вор в законе. Толковый словарь Ефремовой
  21. авторитет — авторите́т впервые в 1718 г.; см. Христиани 23; по-видимому, из нем. Autorität, лат. auctoritas. Этимологический словарь Макса Фасмера
  22. авторитет — АВТОРИТ’ЕТ, авторитета, ·муж. (от ·лат. autoritas). 1. только ед. Общепризнанное значение, влияние. Пользоваться вполне заслуженным авторитетом. Иметь авторитет. Приобрести авторитет. 2. Лицо, пользующееся авторитетом (в 1 ·знач. ). Этот ученый — авторитет в своей области. Толковый словарь Ушакова
  23. авторитет — Авторитета, м. [от латин. autoritas]. 1. только ед. Общепризнанное значение, влияние. Пользоваться вполне заслуженным авторитетом. Иметь авторитет. Приобрести авторитет. 2. Лицо, пользующееся авторитетом (в1 знач.). Большой словарь иностранных слов
  24. АВТОРИТЕТ — АВТОРИТЕТ (от лат. auctoritas — власть, влияние) — в широком смысле — общепризнанное влияние лица или организации в различных сферах общественной жизни, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте; в узком — одна из форм осуществления власти. Большой энциклопедический словарь
  25. авторитет — АВТОРИТЕТ, а, м. 1. Общепризнанное значение, влияние, общее уважение. А. учёного. Пользоваться авторитетом. Завоевать а. Уронить свой а. (потерять). 2. Лицо, пользующееся влиянием, признанием. Крупный а. в науке. Верить авторитетам. Толковый словарь Ожегова
  26. АВТОРИТЕТ — АВТОРИТЕТ (лат. auctoritas — власть, влияние) — значимость, которой обладают люди и предметы, не нуждающиеся в постоянном ее подтверждении, в ее доказательстве на деле. Принято говорить о возможности обладания нравственным, политическим, религиозным и т.д. А. Новейший философский словарь
  27. Авторитет — (лат.) — в обширном смысле: значение и основанная на значении или с ним соединенная власть; в тесном — влияние умственное, возбуждающее уважение, доставляемое обладанием превосходной и признанной власти или выдающейся и признанной мудрости, знания... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона