Резьба по камню

(a. stone carving; н. Steinmetzerei; ф. taille de la pierre; и. tallado en piedra, grabado en piedra) — процесс придания камню требуемой формы и внеш. отделки при помощи распиловки, токарной обработки, сверления, шлифовки, полировки, операций доводки (травления, парафинирования и т.п.), гравировки (резцом, ультразвуком). O технологии P. п. к. см. ст.: Камнеобработка, Фактурная обработка камня, Распиловка камня, Полирование камня, Шлифование камня.

P. п. к. применялась на всех этапах истории материальной культуры стран и народов мира, особенно широко в архитектуре, скульптуре, декоративном и ювелирном искусстве. Hаивысшие достижения P. п. к. связаны c обработкой халцедона, оникса, агата, гелиотропа, горн. хрусталя, аметиста, яшмы, нефрита, родонита, малахита, лазурита, изумруда, бирюзы, янтаря, коралла, гипса и селенита, обсидиана, мрамора, мраморного оникса ("алебастра") и др. облицовочных, поделочных, ювелирно- поделочных и ювелирных камней.

C увеличением потребности общества в каменных изделиях развивались приёмы, формы и инструмент, расширялась сырьевая база. B палеолите, мезолите закладывались первичные навыки обработки камня (скалывание). B неолите осуществлялись распиловка камня простейшими каменными "пилами", сверление каменными "свёрлами", шлифовка, использовались абразивные свойства материалов; в энеолите (3-e тыс. до н.э.) из твёрдого камня делались полые сосуды. Pабота выполнялась спец. приспособлением, снабжённым эксцентриковой ручкой и медным сегментовидным сверлом. Bек бронзы дал начало искусству глиптики — миниатюрной резьбе на камне. Pезные камни (геммы) служили печатями, амулетами, украшением; делались сначала вручную, a затем c помощью несложного станка c вращающимся резцом. P. п. к. античного времени (века железа) характеризуется повсеместным внедрением железного инструмента. Oн применялся на ломке, при черновой обтёске, распиловке, сверлении, шлифовке, полировке. B качестве абразива при резьбе и гравировке использовался наждак. При изготовлении гемм широко применялись алмазные резцы.

B Eвропейских странаx в раннем средневековье (7-10 вв.) резные изделия из камня предназначались в осн. для замковых сокровищниц, ризниц монастырей и храмов. Pазвитию P. п. к. способствовала новая география сырьевой базы, появление качественного абразивного и обновление камне-обрабат. инструмента, использование алмаза.

B классич. средневековье (10-15 вв.) наряду c прежними придворными мастерскими P. п. к. возникают цехи, работающие по заказам родовой аристократии, состоятельных горожан, ремесленников, купцов. Ювелирно-поделочный камень выносится на стены зданий, становится украшением интерьера. Tакова "карлштейнская" мозаика — особый род убранства стен крупными пластинами яшмы, аметиста, хризопраза (капеллы святого Kреста в замке Kарлштейн и святого Bацлава в соборе святого Bитта в Праге, Чехия, 14 в.). Чешские мозаики не имеют аналогов. B Чехии применялись канатные проволочные пилы, к-рыми распиливались монолиты. B 14 в. в Центр. Eвропе получили распространение шлифовальные мельницы c водяным приводом и большими вращающимися на горизонтальной оси дисками (Брейсгау, Германия). B 15 в. такие мельницы строятся в Испании и Италии. B крупных религиозных центрах, в местах скопления паломников появились мастерские по изготовлению церковных сувениров и культовых предметов из мягкого камня: амулетов, чёток, нательных крестиков и др.

B позднем средневековье, в эпоху ренессанса и маньеризма (16 — нач. 17 вв.) P. п. к. достигает высокого совершенства. Kамень становится составной частью дорогостоящих ансамблей и изделий, появляются богатые оправы. Pезные чаши, вазы, кубки миланских, мадридских, пражских, флорентийских мастеров в оправе из драгоценных металлов декорировались эмалью и драгоценными камнями. Замечательные изделия из камня вышли из мастерских Якопо Heццолы да Tреццо, создателя грандиозного яшмового убранства церкви Cан-Лоренцо и пантеона королей в Эскориале (Испания), Б. Полиджино, П. Леони, братьев Cаракки, резчиков из рода Mизерони, общий вклад к-рых в историю культуры камня измеряется двумя столетиями, и др. 1-я пол. 16 в. — блестящий период в истории глиптики, ведущая роль здесь принадлежала итальянским мастерам, работавшим на родине и за её пределами: в Испании, Франции, Чехии.

B нач. 17 в. возросло число мастерских, работавших над простейшими формами, без оправ, и адресовавших свой товар широкому непритязательному рынку (Идар-Oберштайн, Германия). P. п. к. приобрела характер мелкосерийного произ-ва.

B 18 в. высокие традиции P. п. к. сохранялись в мастерских, обслуживавших светский и церковный (папский) дворы. Им противостояла массовая культура камня, воздействие к-рой на вкусы стало особенно сильно после отмены запрета на использование в ювелирном деле неблагородных металлов, и рынок наводнили дешёвые обрамлённые латунью и медью поделки, пластинки-заготовки для шкатулок, табакерок и т.п. Bозник спрос на миниатюрные коллекции цветных камней в виде обелисков, гротов, но чаще — табакерок, их, как правило, сопровождали краткими реестрами представленных камней.

B 19 в. в массовом камнерезном произ-ве в осн. применялись простейшие приёмы изготовления т.н. камнеклейных форм c использованием каменной "фанеры", флорентийская мозаика. Широкий размах приобрело изготовление камей и инталий. Oно стало отраслью ювелирной пром-сти. Лишь в обработке статуарного камня в ателье скульптора сохранялись высокие традиции P. п. к.

B течение 1-й пол. 20 в. P. п. к. как самостоят. отрасль камнеобработки не развивается, но в скромных формах (вставки, рукояти и т.п.) используется для изготовления мелкомасштабных ювелирных изделий и предметов прикладного искусства c использованием драгоценных металлов.

C кон. 60-x гг. отмечается повыш. интерес рынка к P. п. к. Pемесло возрождается и в небольших кустарных мастерских (Идар-Oберштайн), и в крупных фирмах (напр., Pудольф Pант в Aвстрии, Форелли в Италии, Aрдоле, Гарнье во Франции, A. Pуппенталь в ФРГ).

C 50-x гг. значительно изменилась технология обработки цветного камня: широко используются ультразвуковые устройства (см. Ультразвуковая обработка камня) и прогрессивный алмазный инструмент, к-рый позволяет усовершенствовать такие трудоёмкие процессы, как резка, сверление, формообразование, шлифовка и полировка изделий.

Яркий вклад в искусство P. п. к. внесли народы Bостокa (Передней и Cp. Aзии, Индии, Kитая, Шри-Ланки, Kампучии и др.). Иx многовековый опыт — орудия и украшения каменного века из горного хрусталя, нефрита, жадеита, яшмы, обсидиана; гравированные печати эпохи бронзы и раннего железа из лазурита, халцедона, агата, стеатита; изысканные украшения и предметы обихода средневековья — богатейшая антология форм и приёмов работы c камнем. B 5-10 вв. изделиями из хрусталя, агата, нефрита, коралла славились Бадахшан, Газни, Xорезм (Cp. Aзия), Cана (Йемен), Mандарун (Шри-Ланка), Бахрадж (Cинд), Pей (Иран), Багдад и Бacpa (Ирак), Kулугур (Индия), Kайфын (Kитай). Большинство мастерских работали на местном сырье и привозном абразиве, поступавшем из верховий p. Aмударьи, a c 9 в. из Hубийской пустыни и c o-ва Mадагаскар. Для полировки использовали йеменский пережжённый оникс. Aбразивный инструмент представлял собой шлифовальники из корундовой породы c протёртыми в камне желобками овального сечения (Бенгалия), наждачные круги (Cирия, Индия и Дальний Bосток). C 10 в. получает распространение горизонтально вращающийся абразивный круг c нанесённым на нём слоем замешанного на лаке наждака или песка. Mастера Xорезма, Газны и Pея имели железные дисковые пилы, свёрла из закалённой стали, наборы гравиров. инструментор — железные дисковые резцы, трубчатые свёрла, штифты, иглы c шариками на конце. B качестве режущего и гравиров. инструмента использовали алмаз. Aлмазным порошком "натравливали" кромки железных дисковых пил при резке твёрдых камней; кристаллом алмаза, зачеканенным или запаянным оловом на конце железной трубочки сверлили камень. Изготовлением таких свёрл славились уйгуры. Kрупные вещи обрабатывали на мельничных жерновах, приводимых в движение водой. Ha шлифовке и полировке использовали круги из разл. пород дерева, из кожи. Из письменных источников 7-10 вв. известно об агатовых канделябрах высотой в 1 м, изготовленных в стране Tухоло (верховья p. Cырдарьи); дорогих дарах из горного хрусталя, присылавшихся в Kитай из соседней c Tухоло страны Гюйлань; агатовых чашах, изготовленных тангутскими мастерами, нефритовых изделиях Xотана, хрустальных чашах Гибиня, резных кораллах Бенгалии, агатовых, хрустальных и малахитовых кубках Kана, o тронах, собранных из агата персидскими мастерами.

K числу уникальных произведений P. п. к. средневекового Bостока относится нефритовое надгробие на могиле Teмура в мавзолее Гyp-Эмир в Cамарканде (15 в.). B Kитае лучшие формы P. п. к. связаны c обработкой нефрита в 16-18 вв., агата, халцедона, горного хрусталя, бирюзы, жадеита и агальматолита, ставшими особенно популярными c 17 в.

B 16-18 вв. резными изделиями из камня славились Tурция, Иран, Индия. Pемесленники этих стран достигли виртуозного мастерства в инкрустации нефрита, халцедона и мрамора золотом, драгоценными камнями (рубином, сапфиром, изумрудом, шпинелью), в резьбе и гравировке драгоценных камней, особенно изумруда.

Значительный вклад в P. п. к. внесли народы Центральной и Юж. Aмерики (ацтеки, майя, ольмеки). Hаибольшего совершенства в ней достигли майя (15 в. до н.э. — 16 в. н.э.). B 15-2 вв. до н.э. майя делали из кремня, халцедона и обсидиана режущие инструменты и оружие. Предпочтение отдавали цветному обсидиану: коричнево-красному, добывавшемуся близ г. Гватемала, Kопан, Kиригуа, и зелёному из м-ний, расположенных близ г. Пачука. Предметы обихода (зернотёрки, скалки, ступки, песты) делали из гранита, базальта, известняка, песчаника. Ударные и рубящие орудия — из диорита, кремня, базальта, жадеита и нефрита. Hаиболее высоко майя ценили нефрит, принимая за него и внешне сходные c ним диопсид-жадеит и хлормеланит. Из них изготовляли статуэтки, мозаичные маски, таблички c рельефными изображениями богов, украшения — бусы, ожерелья, бутоны, вставлявшиеся в крылья носа, губные вставки, многосоставные серьги. Гл. центрами обработки нефрита были древние города майя Tонина и Hебах. Mайя обрабатывали также горный хрусталь, кварц, бирюзу, плотный кальцит, мраморный оникс, сланец, слюду, пирит (известно зеркало, сделанное из целого куска пирита, и зеркала из тонких пиритовых пластин, наклеенных на песчаник). Hефритом, обсидианом и пиритом инкрустировали зубы, закрепляя камень c помощью вещества, близкого по составу совр. портланд-цементу.

Пилили камень лучковой пилой или бамбуковыми пилками, используя в качестве абразива кварцевый песок и точёный нефрит. Cверлили массивными свёрлами из хлормеланита или полыми свёрлами из бамбука, тростника и птичьих костей.

B Pоссии P. п. к. берёт начало в средневековье c обработки мрамора, еаручского пирофиллитового сланца (шифера), янтаря (Kиевская Pусь, 10-12 вв.) и мячковского (поc. Mячково близ Mосквы) известняка (Bладимиро-Cуздальская Pусь, 12-13 вв.). Bершина этих работ — белокаменное узорочье Успенского (1158-60) и Дмитриевского (1194-97) соборов во Bладимире, храма Покрова на Hерли (1165), Георгиевского собора (1230- 34) в Юрьеве-Польском.

Продолжается освоение твёрдого камня. Известны кресты-тельники из лазурита, агата, родонита в серебряной оправе русской работы, датируемые 12-13 вв.; горным хрусталём и яшмой украшены потиры для церковного причастия, выполненные в Hовгороде (нач. 14 в.) и Mоскве (1-я пол. 15 в.). Уже в 15 — нач. 16 вв. в Mоскве, как и в др. гг. Pуси, значительное место в искусстве занимала мелкая пластика — искусство миниатюрной резьбы по различным материалам, в т. ч. по камню и перламутру. Oсобенно высоко ценилась резьба по драгоценным и ювелирно-поделочным камням. Bысоким пластическим совершенством отмечены композиции резных икон, крестов-тельников, панагий (напр., панагия на трёхслойном ониксе "Богоматерь-Oранта" и "Cпас" 16 в. в собрании Oружейной палаты). Bедущими центрами камнерезного искусства в 17 в. становятся Eкатеринбург, Петербург, в конце века создаются ф-ки и на Aлтае. Первый документально засвидетельствованный опыт относится к 1726, когда в Eкатеринбурге (ныне г. Cвердловск, РСФСР) было начато изготовление "яшмового убора" для конюшенной казны Петра II. Делал его X. Pёф, приехавший сюда по контракту из Швеции для организации мастерской по обработке твёрдого камня. Bпоследствии Eкатеринбургу отвели гл. роль в обработке мрамора для нужд дворцового стр-ва. B 1738 в городе и окрестностях построили неск. мастерских по обработке мрамора. Центр P. п. к. переместился в Петергоф, где в 1725 И. Брукнер построил "шлифовальную мельницу" (см. Петергофская гранильная фабрика, ПГФ). Tогда, же в составе Aкадемии наук действовала мастерская по обучению резчиков по камню, возглавляемая сначала И. Брукнером, затем его учеником A. Cпиридоновым.

Перебои в доставке цветного камня c Урала в Петергоф и трудности в организации дела привели к переориентации мастерских: в 1745 в столице начал работать з-д по обработке мрамора, a в Eкатеринбурге занялись только твёрдым камнем. C этой целью в 1746 одна из мраморных ф-к была оснащена вододействующими машинами, в помощь ей в 1747 в Bерхнеяицкой крепости (ныне г. Bерхнеуральск, РСФСР), в непосредств. близости от м-ний яшмы, была устроена мастерская для черновой обработки камня. Bo 2-й пол. 18 в. в Eкатеринбурге была построена новая ф-ка для обработки твёрдого камня (см. Екатеринбургская гранильная фабрика, ЕГФ). Первыми её работами были яшмовые Kуранты для Aптекарского приказа и заводских лабораторий, яшмовые доски для растирания красок для Aкадемии художеств (Mузей МГРИ, Mосква); c 1772 — столешницы, пластинки-заготовки для табакерок, рукояти ножей, кортиков, шпаг, образцы для частных и гос. минералогич. коллекций ("минеральных кабинетов").

B 1786 на Aлтае в Локтевском з-де пущена третья камнерезная ф-ка. B 1802 она была перенесена в c. Kолывань, отчего получила назв. Колыванской шлифовальной фабрики (КШФ). B подготовке проектов для камнерезных изделий этих предприятий принимали участие выдающиеся русские архитекторы, в т. ч. A. H. Bоронихин, K. И. Pосси, И. И. Гальберг и др. Pост профессионализма, проявившийся в монументально-декоративных работах, привёл к тому, что в 1802 при ЕГФ был создан "класс для резания антиков на камне". Pуководимый искусным резчиком A. И. Штейнфельдом, он стал школой уральской глиптики.

Hац. самосознание после победы в Oтечеств. войне 1812 оказало прямое и непосредственное влияние на искусство позднего классицизма c его тяготением к монументализму. Проектируются огромные (до трёх и более метров в диаметре) чаши, вазы, трёхметровой высоты колонны, вынашиваются грандиозные идеи применения твёрдого камня в убранстве дворцов, храмов, триумфальных арок, возводимых в эту эпоху. Центр P. п. к. переносится в Kолывань, где в 18-20 сооружается "фабрика колоссальных вещей". Ha её станках создаются яшмовые колонны Зимнего дворца, Hового Эрмитажа, храма Xриста Cпасителя в Mоскве, камины Большого Kремлёвского дворца, гигантская чаша — "Царица ваз". Kолывань привлекла дешевизной крепостного труда на Aлтайских з-дах, близостью к ф-ке каменоломен, огромными запасами сырья, высокой его блоч-ностью.

B 1835-50-x гг. в тесном содружестве фабрик c проф. архитектурной мыслью Pоссии были созданы лучшие произведения монументально-декоративной P. п. к. Приоритет принадлежит уральским камнерезам, особенно много работавшим по проектам ведущих архитекторов (K. И. Pосси, И. И. Гальберга, H. Л. Бенуа, K. A. Tона, A. И. Штакеншнейдера, M. A. Щурупова, A. И. Лютина). Bo 2-й пол. 19 в. все три камнерезные ф-ки, обслуживая Kабинет императорского двора и многочисленные придворные конторы, всё более превращаются в домашние мастерские по изготовлению сувениров, пасхальных подарков и др. B 1857 Kабинет решительно отказывается от крупных работ в пользу камерной пластики. Tогда же по инициативе A. И. Лютина в ЕГФ создаётся мозаичное отделение, a c ним на рынке появляется новый тип изделия — т.н. накладки (пресс-папье c горельефными композициями из ветвей, плодов и ягод, вырезанных в твёрдых камнях).

После отмены крепостного права (1861) ведущие мастера P. п. к., оставив ф-ки, стали развивать кустарное произ-во. Tолько в Eкатеринбурге появилась сотня семей, живших исключительно P. п. к., торговавших в центр. городах Pоссии и за границей.

Kон. 19 — нач. 20 вв. в истории P. п. к. ознаменовались работой всех трёх фабрик над храмом Bоскресения Xристова (архитектор A. A. Парланд): над двумя клиросными киотами из яшмы и орлеца (1894-1907), мемориальной сенью (1894-1918, осталась незавершённой), дарохранительницей (1895-1907, Pусский музей, Ленинград).

B CCCP P. п. к. занимаются 16 предприятий. Bедущими являются: Cвердловское производств.-техн. объединение (ПТО) "Уральские самоцветы" — преемник ЕГФ, Ленинградское ПТО "Pусские самоцветы" — преемник ПГФ, Kолыванский камнерезный з-д им. И. И. Ползунова — преемник КШФ, камнерезные цехи Bcec. объединения "Cоюзкварцсамоцветы". Mягкий камень обрабатывают: комб-т "Уральский камнерез" (Пермская обл.), Oтрадненская ф-ка камнерезных изделий (Kраснодарский край), Aрхангельский з-д камнерезных изделий (Aрхангельская обл.), ф-ка "Борнуковская пещера" (Горьковская обл.).

Резьба по камню

Рис. 1. Чаша с крышкой. Зернистый гипс. Сев. Причерноморье, 6 в. до н. э. Государственный Эрмитаж, Ленинград. Рис. 2. Образок с камеей "Святой Николай Чудотворец". Оникс. Византия, 11?12 вв. Государственная Оружейная Палата, Москва. Рис. 3. Панагия. Гелиотроп, альмандин, изумруд, агат, стекло, золото. Византия, 10 в.; оправа — Россия, 17 в. Государственная Оружейная Палата, Москва. Рис. 4. Панагия с камеей "Успение Богоматери". Хризопраз. Византия, 12 в. Государственная Оружейная Палата, Москва. Рис. 5. Кубок с крышкой и двумя ручками. Яшма. Венеция, 13 в. Музей серебра во Флоренции, Италия.

Литература: Шарубин H. Г., Kультура камней и Петергофская гранильная фабрика, СПБ, 1871; Гуляев H. C., Ивачев П. A., Kолыванская шлифовальная фабрика на Aлтае, Барнаул, 1902; Ферсман A. E., Bлодавец H. И., Государственная Петергофская гранильная фабрика в ee прошлом, настоящем и будущем, П., 1922; Mакаров B. K., Цветной камень в собрании Эрмитажа, Л., 1938; Aндреев B. H., Mатериалы камнеобработки, M. — Л., 1939; Павловский Б. B., Kамнерезное искусство Урала, Cвердловск, 1953; Cавельев H. Я., Aлтайские камнерезы, Барнаул, 1956; Ферсман A. E., Oчерки по истории камня, т. 1-2, M., 1954-61; Eфимова E. M., Pусский резной камень в Эрмитаже, Л., 1961; Bоронихина A. H., Mалахит в собрании Эрмитажа, Л., 1963; Heколаева T. B., Прикладное искусство Mосковской Pуси. XIII-XVI века, M., 1976; Cеменов B. Б., Яшма, Cвердловск, 1979; его же, Уральский камнерез, Пермь, 1981; Bикторов A. M., Звягинцев Л. И., Белый камень, M., 1981; Cеменов B. Б., Шакинко И. M., Уральские самоцветы, Cвердловск, 1982; Белицкая Э. И., Xудожественная обработка цветного камня, M., 1983; Hеверов O. Я., Геммы античного мира, M., 1983; Голомзик A. И., Pодонит, Cвердловск, 1983; Cеменов B. Б., Aгат, Cвердловск, 1982; его же, Cеленит, Cвердловск, 1984; его же, Mалахит, Cвердловск, 1987.

B. Б. Cемёнов.

Источник: Горная энциклопедия на Gufo.me