Ларионов

I

Ларио́нов

Андрей Николаевич [родился 4(16).7.1889, Москва, — 7.2.1963, там же], советский учёный в области электротехники, член-корреспондент АН СССР (1953). После окончания в 1919 Московского высшего технического училища преподавал в нём, а с 1930 в Московском энергетическом институте (с 1933 профессор). В 1921—41 работал также во Всесоюзном электротехническом институте; с 1953 — в институте автоматики и телемеханики АН СССР. Основные труды по теории, расчёту и конструированию специальных электрических машин и электропривода. Под руководством Л. и при его участии разработан ряд типов малогабаритных электрических машин. В 1924 предложил трёхфазную мостовую схему выпрямления тока. Участвовал в решении технических задач, связанных с пуском турбо- и гидрогенераторов на электрических станциях, с электрификацией нефтяных промыслов и др. Награжден орденом Ленина и медалями.

Соч.: Применение электричества в авиации и автотранспорте, М. — Л., 1954; Основы электрооборудования самолётов и автомашин, М. — Л., 1955 (соавтор).

Лит.: Профессор А. Н. Ларионов. К 60-летию со дня рождения и 30-летию научно-педагогической деятельности, «Электричество», 1950, № 1.

II

Ларио́нов

Михаил Федорович [22.5(3.6).1881, близ Тирасполя, Молдавия, — 10.5.1964, Фонтене-о-Роз, Франция], русский живописец, график, театральный художник. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1898—1910) у В. А. Серова и И. И. Левитана. В 1902—06 работал в духе позднего импрессионизма («Куст сирени в цвету», 1904, Третьяковская галерея). В 1906 посетил Париж. С 1907, испытывая воздействие Фовизма и наивного искусства (лубок, ремесленная вывеска и т. п.), писал в примитивистской манере (резкий рисунок, сочная декоративность цвета) острогротескные сцены из провинциального быта и жизни солдат («Отдыхающий солдат», 1911; «Весна», 1912; обе — в Третьяковской галерее). С конца 1900-х гг. Л. (совместно с Н. С. Гончаровой (См. Гончарова)) организатор выступлений московских «левых» художников, инициатор выставок «Бубновый валет» (1910), «Ослиный хвост» (1912), «Мишень» (1913) и др. Противоречивые искания Л. привели его в 1911 к созданию так называемого лучизма (одного из первых примеров абстрактного искусства (См. Абстрактное искусство)), оказавшегося в итоге бесперспективной художественной системой. В 1910-е гг. Л. выполнял иллюстрации к изданиям поэтов-футуристов («Помада» Кручёных, издано в 1912). С 1915, живя в Париже, оформлял балетные постановки в антрепризе С. П. Дягилева (вместе с Гончаровой — «Русские сказки» Лядова, 1916; «Шут» Прокофьева, 1921), в живописи вернулся к ранней манере, камерному жанру и натюрморту.

Соч.: Лучизм, М., 1913.

Лит.: История русского искусства, т. 10, кн. 2, М., 1969, с. 38, 104, 125—130; Сарабьянов Д., Примитивистский период в творчестве Михаила Ларионова, в его кн.: Русская живопись конца 1900-х — начала 1910-х годов, М., 1971; George W., Larionov. P., 1966.

Г. Г. Поспелов.

Ларионов

М. Ф. Ларионов. «Отдыхающий солдат». 1911. Третьяковская галерея. Москва.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ЛАРИОНОВ — см. ИЛАРИОНОВ Словарь русских фамилий
  2. Ларионов — (Василий Иванович) — русский вице-адмирал; род. в 1699 г.; в морской службе с 1718 г. В 1739 г. отправлен в Якутск к Берингу для снабжения продовольствием "северной экспедиции". Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона